Уважаемые читатели!

Библиотекари рекомендуют книги в рамках профессионального конкурса "Я хочу рассказать о книге"

 

"Материнская любовь" Анатолий Некрасов "Любовь и пепел" Пола Маклейн
"Молочные зубы" Зои Стейж "Неверная" Андреа Басфилд
"Убить пересмешника" Харпер Ли "Два дня" Рэндалл Силвис
"Другая женщина" Сэнди Джонс "Животворящая святыня"
"Памяти павших. Афганистан 1979-1989" "Новое сердце" Джоди Пиколт
"Как красноярцы Победу приближали" "Хикикомори" Кевин Кун
"Как Гитлер украл розового кролика" Джудит Керр "Затаившийся" Грегг Олсен 
"Трудно быть другом" Виктор Штанько "Отец и мать" Александр Донских
"Мой породистый британец" Ви Киланд, Пенелопа Уорд "Исход" Петр Проскурин
"Спецназ Ивана Грозного. Вражья дочь" Александр Тамоников "Найди меня" Мишель Найт
"Путешествие по заповедному краю" "Лунастры" Наталья Щерба
"Коты-воители" Эрин Хантер  "Алая река" Лиз Мур 
 "Герой нашего времени" Михаил Лермонтов "Гутя" Анна Анисимова
"Коты-воители. Стань диким" Эрин Хантер  "Кружилиха" Вера Панова 
«Как единорог Снежок хотел стать самым красивым» Павел Линицкий "Вынеси попить" Марина Колмыкова
"Памяти павших. Северный Кавказ 1994-2016" "Хочу и буду" Михаил Лабковский
«Приключения кота Альфреда» Юлиана Протасова "Заветное место" Кэрол Мэттьюс
«Моя мама самая лучшая» Ирина Зартайская "Там, где нас нет" Михаил Успенский 
«Лапы вверх» Катя Матюшкина, Катя Оковитая «Райское место» Француаза Бурден
«Приключения кенгурёнка и его друзей» «Запретная земля» Елена Шолохова
"Весьегонская волчица" Борис Воробьев «Сестрёнка» Кристина Гептинг
«100 самых интересных мест России» «Охота на лис» Свен Нурдквист
«Снежный пингвинёнок» Тони Миттон «Любовь мамы» Анна Купырина
«Не говори никому» Грегг Олсен  
   
   

 

Книжные новинки 2

Loading the player...

Книжные новинки 3

Loading the player...

Книжные новинки 4

Loading the player...
 
 
 

 

Клайв Стейплз Льюис

интерактивный плакат

 

 

Новинки

 

7pdf

Новинки 2021

7pdf

Новинки 2022

7pdf

Для самых маленьких

7pdf

Отраслевая литература

 

 

Книги, подаренные Фондом Михаила Прохорова Тюхтетской МБС в 2021 году

 

7pdf1 Квартал 7pdf2 Квартал 7pdf3 Квартал

 

 

Книги, подаренные Фондом Михаила Прохорова Тюхтетской МБС в 2020 году

 

7pdf1 Квартал 7pdf2 Квартал 7pdf3 Квартал 7pdf4 Квартал

 

Уважаемые читатели!

Библиотекари рекомендуют прочитать эти книги!

 7pdf10 книг Джоджо Мойес  7pdf10 книг, которые дают ответы
 7pdfЧто почитать подростку
 7pdf 10 книг вам, молодые  7pdf10 книг, которые открывают историю России
7pdfКниги А. Белянина 7pdf Детские судьбы 7pdfНам очень нужно в жизни всем добро... 7pdfВместе с книгой в мир добра
7pdfДевичьи судьбы
7pdf Имя ей Женщина
7pdf Книги для подростков

7pdfЭльчин Сафарли 

7pdfВойна! Твой  страшный след 7pdfСтраницы книг расскажут о войне 
7pdf Страшная цена мирного неба 7pdf Человек на войне 7pdf Читаем книги о войне 7pdf Читаем. Помним 7pdf Читать, чтобы помнить

 

 

Подросток глазами современных авторов

 

Уважаемые читатели! Межпоселенческая центральная библиотека представляет вашему вниманию новинки книг из серии «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова». В книгах описаны отношения в семье, поиск своего места в жизни, проблемы школы и улицы, человечность и равнодушие взрослых и детей и многое другое. Честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор, и потому особенно важно, чтобы эти немногочисленные книги доходили до читателя.

Потапова, С. А. Девочка в клетчатом платке [Текст] : повесть / Светлана Потапова ; ил. Н. Курбановой – Москва : Детская литература, 2021. – 168 с.

Димка - ученик художественной школы. Он обожает своего учителя рисования Андрея Владимировича, очень здорово разбирается в живописи и прекрасно ладит со всеми вокруг. Вместе с преподавателем и своим художественным классом мальчик выезжает на летние этюды, где встречает точную копию, предмет своих тайных грез - живую девочку, похожую на изображение на картине Венецианова "Девочка в клетчатом платке". Конечно, он влюбляется, но пока не понимает, что картина, его мечта - это не живой человек и она вовсе не должна быть такой же идеальной, как на холсте!

Турханов, А. Г. За горами, за лесами [Текст] : повесть / Александр Турханов ; ил. Ю. Цветкова. – Москва : Детская литература, 2021. – 209 с.

Лёшка привык, что в Москве его окружают блага цивилизации: современные автомобили и метро, ноутбук и микроволновка... ну, хотя бы электричество! Можно ли жить без всего этого, он узнает, отправившись летом в глухую сибирскую деревушку. А как обойтись без мобильной связи? Да еще если твоей помощи ждет больной отец, а ты - заблудился в тайге? Вот бы пригодились сейчас мудрые советы, которые учитель ОБЖ по прозвищу Котелок давал на уроке! Но Лёшка с друзьями только смеялись над ним, ведь пока ты живешь под защитой умных предметов и взрослых людей, кажется, что никакой беды с тобой случиться просто не может... Однако в жизни обязательно наступает момент, когда рассчитывать приходится лишь на себя.

Васильева, Н. Б. Гагара [Текст] : повести / Надежда Васильева ; ил. Н. Агафоновой. – Москва : Детская литература, 2015. – 320 с.

Герой первой повести, давшей название книге, влюблен в девчонку по прозвищу Гагара с детсадовского возраста, но ведет себя так, что та готова бежать на край света от этой любви. После того как она в очередной раз "отшила" его, случилось непоправимое... Как избежать подобной беды, как научиться уважать и ценить чужие чувства, как жить так, чтобы вокруг тебя царили мир и согласие? Герою второй повести "По прозвищу Гуманоид" это удается, хотя и не сразу. Ведь Митька Гуманоид, следуя завету своего любимого деда, способен понять другого и умеет любить, терпеть и прощать.

Соловьев, М. В. Переход [Текст] : повесть / Михаил Соловьев ; ил. Д. Рютиной. – Москва : Детская литература, 2021. – 265 с.

Застигнутые непогодой, юные рыбаки вынуждены заночевать на берегу Байкала. Под утро один из них находит засохшую лапку почтового голубя с привязанной к ней колбой с письмом. Колба запечатана сургучом, на котором выдавлены цифры - 1911. Это послание вековой давности становится началом целой цепочки захватывающих событий, связанных с путешествием по следам пропавшей экспедиции в места древних поселений. Подростки и взрослые, решившиеся на этот поход, даже отдаленно не могли представить себе, с какими неожиданными и таинственными вещами, связанными с "технологиями древних", им предстоит столкнуться...

Риф, Гуля. Равнение на Софулу [Текст] : повесть / Гуля Риф ; ил. Н. Курбановой. – Москва : Детская литература, 2018. – 200 с.

Тринадцатилетняя Софула - обычная деревенская девчонка. Она любит скакать на лошади, играть с мальчишками в футбол, читать и не стесняется каждому говорить в глаза, что она о нём думает. Мудрый пожилой сосед Иван Фёдорович, по прозвищу Кряж, ласково называет Софийку стрекозой и ставит в пример её непутёвым сверстницам, помешанным на парнях, собственной внешности и всяких новомодных фишках из телевизора и глянцевых журналов. Забавный лозунг Кряжа "Держи равнение на стрекозу!", мгновенно переиначенный ребятами в "Равнение на Софулу!", так бы и остался весёлой и доброй шуткой, если бы не пришла настоящая беда, от которой Софула никак не могла остаться в стороне.

Корниенко, Т. Г. Espressivo [Текст] : повесть / Татьяна Корниенко ; ил. Н. Спиренковой. – Москва : Детская литература, 2021. – 312 с.

Даша Заяц в семь лет впервые услышала по телевизору симфонический оркестр, и её жизненный путь определился раз и навсегда. Проснувшийся в девочке музыкальный дар приводит её в музыкальную школу к лучшему педагогу. Ирина Вениаминовна не только будет учить Дашу игре на фортепьяно - она станет для неё нравственным авторитетом, образцом творческого и человеческого поведения. Впереди у Даши десять лет непрерывного самоотверженного труда и десять лет абсолютного счастья: все придирки учителей, все козни подруг, зависть, ревность отскакивают от неё, не замутив душу, не исковеркав её обидой или местью. Эта повесть о том, каким светлым, чистым, окрылённым бывает человек, нашедший своё призвание.

Линде, Ю. В. Gloria mundi [Текст] : повесть / Юлия Линде ; ил. М. Пищанской. – Москва : Детская литература, 2021. – 160 с.

Героиню недаром назвали Глория (в пер. с лат. - слава): удача, везение, популярность сопровождают её с трёхмесячного возраста. Уже тогда - фотографии для рекламы, съёмки в клипах и сериалах. Но сейчас ей, 15-летней, на первом курсе ГИТИСа, тоскливо и одиноко: не складываются у неё отношения с однокурсниками, каждый занят только собой, до других никому нет дела - большинство радуется чужой неудаче, завидует чужому успеху. Gloria mundi (в пер. с лат. - земная слава) отступила от неё. Из-за своего одиночества, отсутствия друзей и взаимопонимания Глория с радостью откликнулась на призыв поющих у метро ребят присоединиться к их компании - стать членом молодёжной неопротестантской церкви "Друзья Духа". Новые друзья с восторгом приняли её, восхищались её способностями, открыли в ней неведомые ей самой духовные дарования. Глория доверилась им и потом горько пожалела об этом…

Шипошина, Т. В. Не ныряйте с незнакомых скал [Текст] : повесть / Татьяна Шипошина ; ил. Н. Курбановой. – Москва : Детская литература, 2021. –200 с.

17-летний Олег нырнул с незнакомой скалы и сломал позвоночник. Горькие и печальные месяцы его болезни - это не только преодоление физических страданий. Это напряжённая внутренняя работа, связанная с попыткой осмыслить случившееся с ним, ответить на важные и необходимые вопросы, возникшие именно сейчас. В чём его вина? Ведь он не лучше и не хуже других. Жил как все: учился, влюблялся, гонял на байке, играл в баскетбол.… Зачем вообще он появился на свет? Как научиться прощать, сочувствовать, жалеть? Как не впасть в отчаяние, не озлобиться на весь мир, не потерять надежду и желание жить? Поиски ответов на эти вопросы неразрывно связаны в его сознании с выходом из того духовного и физического тупика, в котором он оказался.

Томах, Т. В. Музыка ветра [Текст] : повесть / Татьяна Томах ; ил. Н. Спиренковой. – Москва : Детская литература, 2018. – 152 с.

В жизни 14-летней Вероники Мурашовой все разладилось: родители расстались, а у ее верного друга и защитника с детсадовских времен появилась другая девчонка. И чудесная Музыка ветра, придуманная папой для маленькой Вероники, - пять серебряных трубочек на деревянном диске, звенящих от легкого ветерка, олицетворяющих для девочки тепло, уют родного дома, надежность, защищенность, - заброшена в дальний угол кладовки. Сумеет ли Вероника пережить первые жизненные потрясения, не разочароваться, сохранить веру в себя и в людей, и снова, как в детстве, услышать волшебную музыку ветра?

Любовь Зузенкова, Тюхтет

 

 

Дегустация книжных новинок

 

Недаром говорят, кто знает в этом толк:

Коль одолела хворь телесная, беги в аптеку,

А если вдруг душа болит,

Спеши, мой друг, в библиотеку!

Уважаемые читатели! Межпоселенческая центральная библиотека будет очень рада встрече с вами. Среди вас, наших читателей, есть люди, которые всегда находят часок, чтобы заглянуть в библиотеку, перелистать любимые журналы, ознакомиться с книжными новинками. Каждый читатель библиотеки индивидуален, со своими интересами и увлечениями. Кто-то посещает библиотеку не очень часто, а кто-то регулярно. Читатели разные.  Кто-то любит детективы, кто-то книги о крестьянской жизни, кто-то фантастику, кто-то исторические романы. Кто-то перечитывает уже давно прочитанное, а кто-то постоянно ждет новинок литературы. Представляем вашему вниманию некоторые экземпляры книжных новинок.

Азольский, А. Диверсант [Текст] : роман / Анатолий Азольский ; [вступ. Ст. В. Грушко]. – Ростов на Дону : Феникс, 2022. – 317, [1] c.

Роман Анатолия Азольского «Диверсант» написан в жанре остросюжетной прозы. Сложная авантюрная фабула, захватывающие дух приключения, оригинальный язык и трагичность темы делают этот роман одним из самых ярких в числе произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

Поляков, Ю.М. Совдетство [Текст] : роман / Юрий Поляков. – Москва : Издательство АСТ, 2021. – 384 с.

Новая книга известного русского писателя Юрия Полякова «Совдетство» - это уникальная возможность взглянуть на московскую жизнь далекого 1968 года глазами двенадцатилетнего советского мальчика, наблюдательного, начитанного, насмешливого, но искренне ожидающего наступления светлого коммунистического будущего. Автор виртуозно восстанавливает в мельчайших подробностях тот, давно исчезнувший мир, с его бескорыстием, чувством товарищества, искренней верой в справедливость, добро, равенство, несмотря на встречающиеся еще отдельные недостатки.

Козлов, Ю.В. Белая вода [Текст] : роман / Юрий Козлов. – Москва : Вече, 2021. – 576 с.

Юрий Козлов — известный российский писатель, лауреат многих литературных премий, автор целого ряда нашумевших произведений. Сборник написанных в последние годы повестей Юрия Козлова — это попытка осмысления жизни людей, впитавших реалии новой России. «Белая вода» — искромётный взгляд на российскую власть из глубины её «часового механизма», где любовь к Родине и одновременное её предательство — сообщающиеся сосуды. Чиновник, писатель, начинающий журналист, старый диссидент «советского разлива», молодая, обладающая эзотерическими способностями авантюристка — все они ищут выход из, на первый взгляд, безысходного круга проблем, «окольцевавших» современную Россию. Но выход есть! Ключ к нему — в достоверной, глубокой и удивительно проницательной прозе Юрия Козлова.

Ибрагимов, К.Х. Маршал [Текст] : роман / Канта Ибрагимов (Канта Ибрагимгар). – Москва : Вече, 2021. – 512 с.

«Маршал» - по-чеченски «свобода». Это и приветствие, и пожелание всем людям Земли мира, дружбы, счастья… Это и сольный танец, и мятежный, бунтарский и независимый образ Кавказа, его иллюзорная гибкость, как непокорная мысль джигита, в конце концов, это и есть дух главного героя книги, о чьей противоречивой судьбе всего чеченского народа в XX столетии рассказывает новый роман Канты Ибрагимова.

Кузечкин, С.Н. Дом на Шлакоблочной [Текст] : рассказы для детей и взрослых. – Красноярск : Город, 2022. – 148 с.

Эта книга – воспоминания автора о своем детстве, о родном городе Тайшете середины 60-х годов ХХ века. Автор приглашает нас в путешествие во времени и, читая страницы его воспоминаний, многие читатели в его героях, без сомнения, будут узнавать себя.

Зазубрин, В.Я. Два мира [Текст] : роман ; Щепка : повесть / В. Я. Зазубрин. – Москва : Руда, 2022. – 424 с.

Роман-хроника «Два мира» посвящен событиям Гражданской войны в Сибири, когда партизаны Тасеевской республики и Красная Армия, отстаивая завоевания Революции, противостояли армии Колчака. В романе ярко и самобытно показаны трагические картины Гражданской войны, столкновение «двух миров» - старого и нового.

В повести «Щепка», написанной в 1923 году и так и не увидевшей свет при жизни писателя, описана работа ЧК и красный террор. Её не разрешали к печати, признав идеологически вредной. Долгие годы после расстрела писателя «Щепка» считалась утраченной. И была найдена случайно через 45 лет после гибели Зазубрина.

Герасимов, В.М. Авдеевы тропы [Текст] : исторический роман / В. М. Герасимов. – Москва : Руда, 2022. – 592 с.

Роман современного владимирского писателя Владимира Герасимова (р.1953), повествующий о борьбе русского народа против монгольских завоевателей в середине XIII века, полон захватывающих приключений. Вместе с тем он основан на исторической правде и показывает позицию и реальную роль в событиях того времени князя Александра Невского, чье 800-летие отмечалось в 2021 году.

Воронков. А.А. Албазинец [Текст] : исторический роман / А. А. Воронков. – Москва : Руда, 2022. – 640 с.

Захватывающий роман повествует о героической обороне первого русского укрепленного поселения на Амуре. Албазинский острог (ныне село Албазино Сковородинского района Амурской области) был основан в середине XVII века гонимыми на восток в поисках вольной жизни русскими людьми - беглыми казаками, среди которых были участники восстания Степана Разина, разного рода авантюристами, бедными земледельцами. Царские власти, дабы не портить отношений с соседним Китаем, тоже претендовавшим на эти земли, долгое время не признавали Албазин, однако его обитатели продолжали считать себя подданными России, отсылали в центр пушную дань и отважно обороняли крепость от многократно превосходящих сил грозного соседа. Увы, в 1689 году Московское государство и Цинская Империя заключили Нерчинский договор, по которому русские должны вынуждены были оставить приамурские земли…

Любовь Зузенкова, Тюхтет

 

Отзывы участников окружного творческого конкурса "Книга в моей жизни"

 

Старик и море. Все могло быть по-другому

 

Что двигает автором, когда он одним росчерком пера решает судьбу литературного героя? Хемингуэй написал повесть «Старик и море» в 1951 году, хотя впервые услышал эту историю от рыбаков на Кубе в 1930-х годах. «Пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы». Именно эта история легла в основу очерка, а потом и повести-притчи «Старик и море».

Эрнест Хемингуэй сам с детства ходил с отцом на рыбалку, а потом, в зрелом возрасте постоянно выходил в море на своей знаменитой яхте «Пилар». Профессионал на этом поприще, он знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. В биографических изданиях и интернете можно увидеть знаменитые фотографии, где Эрнест Хемингуэй стоит с рыбой, размером в свой рост. Поэтому он мастерски описал все тонкости рыбацкой удачи и промахов в своем произведении. Собрав все характерные черты бывалых рыбаков в образе старика Сантьяго.

В 1930 году Хемингуэй обосновался в Кей Весте, во Флориде. Он заядлый любитель рыбалки: 354-килограммовый улов — таков мировой рекорд, установленный Хемингуэем. Это была мако — белая акула. Может быть, та самая, которая в «Старике и море» откусила самый большой кусок от Рыбы. Хемингуэй тонко сплетал мир придуманный и реальный, и море ему в этом охотно помогало.

Впервые эта история была опубликована в 1936 году в журнале «Эсквайр» в виде очерка «На голубой воде. Гольфстримское письмо». Но тогда Хемингуэй был еще молод, 37 лет, жил со своей женой Полин, был влюблен в Марлен Дитрих и имел трех сыновей. В общем, в его жизни, можно сказать, было все прекрасно.

И вот 1951 год. Хемингуэй пишет эту историю уже в новом свете. Он женат уже четвертый раз, ему 52 года, а он безответно влюблен в 17-летнюю Адриану, которая вскорости выходит замуж за другого.

Хемингуэй удивительно мудро показывает достижение человеком своей мечты, и то, что следует за этим. Огромный марлин – самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, он доказательство того, что этот человек победил в схватке с природой, с порождением морской стихии. Только то, что даётся с трудом, заставляет пройти тяжкие испытания, приносит главному герою счастье и удовлетворение. Мечта, доставшаяся потом и кровью, самая большая награда для Сантьяго.

Поймав удачу «за хвост», Старик не смог удержать, сберечь, сохранить свое богатство. Точно так же как и сам Хемингуэй не смог в своей жизни удержать счастье, любовь, семью. А ведь судьба, можно сказать, баловала его, много раз посылая и любовь, и удачу, и успех. Все его жены были хорошими женщинами, любящими, верными, готовыми пожертвовать своими амбициями ради его карьеры. С любой из них он мог бы прожить долгую счастливую жизнь. Но, он не ценил этого, помнив о своей первой любви, медсестре, которая бросила его ради другого, он сам первым бросал своих жен и возлюбленных.

Мне кажется, что если бы сам писатель был счастлив в личной жизни в то время, то и Старик не испытывал бы того отчаянного изнеможения, усталости от жизни и старости. Хемингуэй показывает нам испытание на прочность человеческой силы воли, характера, веры, одиночества и человеческого предназначения. Мы видим человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьбу человека со своими слабостями.

Когда я впервые читала эту повесть, то ничего не знала о жизни писателя. Но, когда он тащил на буксире свою огромную рыбу, неслыханную удачу и кровожадная тварь-акула начала по кусочкам откусывать мясо, как-будто отрывая жизненные силы самого Старика, мне так хотелось крикнуть ему: Надо быть таким глупым, чтобы не догадаться отрезать от рыбы куски мяса, сложить их в лодку и привезти на берег, чтобы обеспечить себя едой и заработать денег.

Однажды Хемингуэй поймал рыбу, которая утащила его за восемь миль от берега! Возможно, именно этот случай вдохновил его на повесть о Старике. Хемингуэй стал первым человеком, сумевшим не только изловить огромного тунца, но и дотащить его нетронутым акулами до дока в Бимини. Он сделал то, чего не смог сделать его Старик. Этот метод до сих пор носит его имя — «метод Хемингуэя». И ведь мог же автор дать шанс на победу и Старику, ведь знал, как это сделать – дотащить рыбу невредимой до берега. Почему не сделал этого? Почему хотя бы кусочек рыбы не оставил бедному рыбаку?

Когда Старик возвращается на берег, то кажется, что вся вселенская скорбь обрушивается на его плечи. В полном изнеможении от рыбалки и от жизни в целом он бредет домой. А мне так жаль было его. Очень грустное произведение. Жанр «повесть-притча» предполагает глубокий духовный смысл, делает произведение исключительным, выходящим за рамки традиционной повести. Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. Сам автор признавался, что мог бы написать огромный роман со множеством сюжетных линий, но предпочёл более скромный объём, чтобы создать нечто уникальное.

«Старик и море», как итог жизни самого автора. Книга вышла 1 сентября 1952 года. Это последнее опубликованное при жизни произведение автора. В мае 1953 года Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за свою повесть, в 1954 году - Нобелевскую премию по литературе. Успех «Старика и моря» сделал Хемингуэя всемирно знаменитым. А 2 июля 1961 года его не стало, он добровольно ушел из жизни.

Одной своей частью осознавая, что другой итог повести дал бы нам совсем иное литературное произведение и пищу для размышления, другая моя сторона не может смириться с тем, что даже крохотной надежды на сытый ужин, хотя бы один сытый вечер Старик не сумел себе обеспечить, ухватив от огромной рыбины маленький кусочек драгоценного мяса. Именно так бы я и поступила, как только бы увидела опасность своему трофею. Ведь борьба за существование в крови у каждого живого существа, очень редко голодный отдаст без боя свою еду. Даже под угрозой жизни и люди, и животные идут на риск ради спасения своего «куска хлеба».

Нас так учили с детства, что Человек – царь зверей. Что своим умом, хитростью, смекалкой он может победить сильнейшего зверя. А здесь мы видим умудренного жизнью старика, который не смог обхитрить безмозглую акулу. Очень жаль.

Ольга Садовская, 48 лет, Тюхтет

 

 

Уроки французского Валентина Распутина

 

Я очень люблю читать книги с детства, может поэтому и стала учителем русского языка и литературы. В силу своей профессии приходится много читать и перечитывать из школьной программы, знакомиться с новинками литературы. С большой охотой читаю книги современных авторов о жизни подростков. Но самым любимым моим произведением можно с уверенностью назвать рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Почему? В своём произведении Валентин Григорьевич Распутин поднимает такие важные вопросы: Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Легко ли быть учителем? Учитель - это просто профессия или призвание?

Главному герою рассказа, Володе, пришлось нелегко в жизни. Тяжёлое послевоенное время, учёба далеко от родной деревни, незнакомая обстановка. Но такие качества характера, как самостоятельность, умение постоять за себя, большая тяга к знаниям помогли мальчику выжить. И кто знает, как сложилась бы в дальнейшем его судьба, не окажись рядом надёжный друг и наставник в лице учительницы французского языка Лидии Михайловны. Герой, оказавшись вдали от дома, переживает тоску, одиночество, голод. Из-за голода мальчик стал играть на деньги. Володя сталкивается со сложной ситуацией, заведя дружбу с ребятами, живущими по законам улицы. Общаясь с этой дворовой компанией, он получает уроки жестокости, злобы, зависти.

Но, к счастью, на жизненном пути Володи появляется человек, который проявил по отношению к нему сердечность, доброту, заботу. Это Лидия Михайловна, классный руководитель мальчика и учительница французского языка. Лидия Михайловна молодая красивая. Автор пишет, что «она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Всё это говорит о том, что учительница не равнодушна к своему делу. В классе, с учащимися Лидия Михайловна всегда держалась спокойно, уверенно, задавала вопросы ребятам, т.к. пыталась разобраться во всём. В первый раз, увидев синяки на лице у Володи, Лидия Михайловна не ругает мальчика при всех, а ненавязчиво, с помощью шутки пытается разобраться в ситуации. Лишь после уроков она узнаёт, что главный герой играет на деньги тратит их на молоко, потому что голодает. Володя даёт слово учительнице, что не будет больше играть на деньги, ведь это нехорошо. Но через некоторое время опять играет, т.к. он вспоминает: «В те дни мне пришлось совсем плохо… мне все время хотелось есть…». На помощь ему приходит Лидия Михайловна. Она заставляет его дополнительно заниматься французским языком (плохое произношение), тем самым отвлекает его от азартной игры и спасает от избиений дворовой компании. Лидия Михайловна проявляет сочувствие, милосердие к мальчику, приглашает его вместе поужинать. Но Володя отказывается. Лидия Михайловна решает порадовать Володю посылкой с макаронами и гематогеном. Мальчик догадывается, кто прислал посылку. Не соглашается принять её, т.к. им руководит чувство собственного достоинства.

Лидия Михайловна понимает, что помощи мальчик не примет, и решает использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику. Конечно же, учителю непозволительны такие действия, это нарушение закона, педагогической этики. Но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений. Её поступок оказался человечным, милосердным. Я думаю, что в данной ситуации поступила бы точно так же, как и Лидия Михайловна. Дети, прежде всего, в учителе должны видеть Человека, Друга, Наставника. Лидия Михайловна поплатилась дорого за свой поступок. Неожиданным свидетелем игры ученика с учительницей на деньги стал директор школы Василий Андреевич.

Лидия Михайловна проявила выдержку, стойкость, не потеряла чувство собственного достоинства, не стала объяснять свой поступок директору, потому что он всё равно бы не понял её. Василий Андреевич - прямолинейный человек, невнимательный к людям. Поступок Лидии Михайловны он называет: «…преступление. Растление. Совращение…». Когда читаешь этот рассказ, то понимаешь, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка. Ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности. Результатом поступка Лидии Михайловны стало то, что из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость. Я думаю, что поступила бы на месте Лидии Михайловны точно таким же образом, пусть даже была бы строго наказана начальством.

Рассказ Валентина Распутина учит, какими качествами души должен обладать любой учитель, чтобы дети, став взрослыми людьми, через много лет, смогли вспомнить своего учителя с благодарностью, нежностью. Замечательный русский педагог, писатель К.Д. Ушинский писал: «Дело учителя - скромное по наружности - одно из величайших дел в истории». Именно он воспитывает людей, будущих созидателей.

Мне повезло в жизни, что меня окружали хорошие, добрые, мудрые учителя, похожие на главную героиню рассказа В.Г. Распутина. Прежде всего, это - Анна Алексеевна Галина, моя первая учительница, которая научила меня красивому, каллиграфическому почерку. До сих пор помню её светлые, лучистые глаза, заботливые, как у мамы, нежные руки. Добротой, терпением и лаской были наполнены её уроки. А затем в моей жизни появилась Валентина Алексеевна Иванова, классный руководитель, учитель русского языка и литературы. Учитель с большой буквы. Вспоминаю её уроки русского языка и литературы, уроки, после которых не хотелось уходить, где вместе с литературными героями мы оправлялись в путешествия, размышляли, переживали. Как классный руководитель, Валентина Алексеевна была прекрасным  наставником, человеком, которому небезразлично чужое горе. Много лет мы поддерживали с ней связь, писали письма друг другу, созванивались. Нет уже на свете моих добрых, прекрасных учителей, но они живы в моей памяти. Я всегда вспоминаю о них с теплотой, благодарностью. Жизнь - это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. И какими бы не были учителя: строгие и требовательные, весёлые и понимающие душу ребёнка - они оставляют частичку себя в душах своих учеников.

Ирина Алексеевна Муковозчик, 54 года, Новомитрополька

 

 

Если б я был героем романа …

 

https://img1.labirint.ru/books/482353/big.jpgЕсли бы я был героем романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», Родионом Раскольниковым, я бы постарался решить свои и семейные финансовые проблемы гуманным способом. Отодвинул бы мысли об убийстве старухи и стал бы искать работу. Попытался бы устроиться в трактир или конюхом, зарабатывал и откладывал каждую копейку.

Зло порождает зло, а убийство кого бы то ни было недопустимо, и такие мысли надо пресекать на корню. Не существует безвыходных ситуаций, всегда есть лазейки. Нельзя терять человеческое лицо. Герой романа не смог пересилить себя, и в итоге это привело к печальному исходу.

Вадим Копендаков, 17 лет, Тюхтет

 

 

 

Герой книги ведёт себя не так, как я ожидала

 

Есть много историй, где герой книги ведёт себя не так, как я ожидала. Например, в книге Эрин Хантер «Лес секретов. Коты-Воители». Кот Огнегрив, воин Грозового племени,  принёс в племя своего племянника – домашнего кота. На его месте я бы этого не делала и сказала бы на месте Принцессы, что я его брать не буду, ведь это опасно для него.

Или, например, в книге Эрин Хантер «Гроза и Тень. Коты-Воители» кошка Фиалка отвернулась от своей сестры Ветвелапки и не пошла за ней в Грозовое племя, которое её бы приютило. На её месте я бы пошла с Ветвелапкой, потому что она моя сестра, а родные хотят тебе только лучшего.

Из классической литературы - книга М.А. Булгакова «Собачье сердце». Филипп Филиппович провёл эксперимент с омоложением, но всё пошло не так, как планировалось, и у него получился человек из собаки по имени Шариков. Я бы недолго наблюдала за ним, а всё вернула бы на свои места.

В книге «Евгений Онегин» А.С. Пушкина Онегин сыграл на чувствах Ленского и пригласил на танец Ольгу, хотя сам был к ней равнодушен. Мне кажется, это было неправильно, можно было вообще этого не делать, ведь Ольга вообще не нужна ему, я думаю, он даже не подумал, что будет делать дальше.

Таким образом, могу сказать, что на свете есть много книг, где герои совершают поступки, которые я вообще не ожидала и думаю, они будут только пополняться.

Кира Егорова, 15 лет, Новомитрополька

 

 

 

Отзывы участников районного творческого конкурса "Дорогая сердцу книга о войне"

 

Джонатан Литтелл «Благоволительницы»

 

Сразу хочу сказать, что не могу рекомендовать эту книгу к прочтению. Сама читала ее два года. Читать очень тяжело сам текст, который напечатан сплошным потоком, в котором немногочисленные диалоги даны в кавычках, а не абзацем, как принято. И так 800 страниц мелким шрифтом. Увидав эту книгу на полке, никогда бы не взялась за ее прочтение. Это роман - исповедь офицера СС, одного из рядовых исполнителей нацистской программы уничтожения евреев в ходе Второй мировой войны.

Действие романа начинается на Украине, где евреи уничтожались десятками тысяч за один день, описаны расстрелы в Бабьем Яру. Затем Кавказ, и подробно освещено время битв в Сталинграде, где офицер Ауэ получает ранение в голову и приходит в себя уже в Германии.

Далее описаны дни его службы и дни войны, когда русские уже начали отвоевывать свои земли и продвигаться вглубь Европы, освобождая страны от фашистов. В день взятия Рейхстага Ауэ в Берлине убивает своего друга, переодевается в форму французского рабочего и берет документы и деньги, приготовленные его другом Томасом именно для такого случая.

В книге очень много сексуальных сцен, причем извращенных, так как сам Ауэ был гомосексуалистом и в детстве имел сексуальные отношения со своей сестрой, которую любил всю жизнь.

Естественно, в книге очень много сцен убийства. Не считая описания расстрелов евреев и коммунистов на Украине и массовых убийств в концентрационных лагерях, где Ауэ последние два года изучал содержание заключенных, он в беспамятстве убивает собственную мать и отчима в их доме во Франции и не помнит утром об этом.

Так что же побудило меня начать чтение столь непривлекательной для меня книги? Первое и главное - это слова Михаила Веллера об этом романе в одной из своих книг. Второе - популярность книги во всем мире и отзывы в интернете.

«Благоволительницы» впервые выходят во Франции в 2006 году, становятся супербестселлером и дарят автору возможность, теоретически, больше не работать до конца жизни. В этом же году он получает Гонкуровскую премию (главную во Францию по части литературы) и Гран-при Французской академии. Английская "Таймс" написала о "Благоволительницах" как о великом литературном событии, обращаться к которому читатели и исследователи будут в течение многих десятилетий, и поставила роман в число пяти самых значимых художественных произведений о Второй мировой войне.

Откуда автор столько знает о тех событиях и так достоверно описывает ужасы войны? Литтелл пять лет собирает материал — разговаривает с выжившими очевидцами событий, прочитывает массу архивных документов, мемуаров и научных монографий. Посещает описываемые места, а это довольно обширная география. Историки, хоть и не забывают напоминать, что это лишь художественный роман, по большей части лишь разводят руками: Литтелл провел выдающуюся журналистскую и исследовательскую работу. Кроме того, он в течение нескольких лет, и до «Благоволительниц», и после, оказывается в горячих точках, где идут военные действия разного масштаба, — и как журналист, и как член некоммерческой организации Action Against Hunger. Босния, Конго, Афганистан, Судан, Сьера-Леоне, Чечня.

И, тем не менее, не смотря на все ужасы и непристойные сцены, роман стоит того, чтобы его читали. Здесь нет предвзятого отношения к какой-либо из воюющих сторон, нет обвинений в чей либо адрес и выставления кого-то правым, а кого-то виноватым. Это как-будто взгляд изнутри войны, взгляд через одну судьбу в судьбах целых народов. Ни сочувствия, ни сожаления, ни презрения, ни осуждения. Это было. И это не должно повториться.

И последнее. Пожалуй, впервые в этой книге я прочитала достоверный ответ на интересующий многих долгие годы вопрос: почему Гитлер ненавидел евреев, почему так рьяно пытался уничтожить всю еврейскую расу.

Ольга Садовская, Тюхтет

 

Четвертая высота

 

Книгу «Четвертая высота» я сейчас прочитала третий раз за свою прожитую жизнь. Первый раз - когда я вступала в пионеры. На уроках внеклассного чтения мы пересказывали содержание книги, делились мнениями, впечатлениями.

Второй раз - я, учась в 6 классе, была вожатой в октябрятской звездочке у первоклассников и по наставлению старшего школьного пионервожатого мы читали эту книгу октябрятам. Мне кажется, я до сих пор вижу грустные лица детишек, которые с замиранием слушали про девочку Гулю Королеву и переживали за нее. И веселые их глаза, когда они радовались за нее. Издание книги было прошлых 60-х годов и объемом страниц больше в 2-3 раза. Я помню когда нам, на одном из пионерских сборов, подарили книги за активное участие в сборе металлолома, макулатуры, золы. И мне в подарок выпала книга «Четвертая высота». Я так радовалась, это для меня был ценный подарок.   

Вспоминая прошлое и желая прочитать эту книгу еще раз, я взяла ее в библиотеке и с удовольствием прочитала. Издание 2010 года. У героини Гули Королевой короткая жизнь. Но она прожила интересную жизнь. Судьба ее сложилась так, как будто ей кто диктовал ее. А это лишь потому, что с детских лет она росла мужественной, бесстрашной и смелой девочкой.

Первую свою высоту она взяла в фильме «Дочка партизана», будучи маленькой артисткой. Научившись верховой езде на лошади, особенно галопом, для взятия барьера - что и было первой высотой в жизни двенадцатилетней Гули.

Вторую высоту - второй барьер Гуля преодолела, как она говорила: «Со страху, испугалась и расхрабрилась». Она сравнивала чувства перед экзаменами с чувством перед прыжком в воду. Холодно и страшно, а прыгнешь - становится жарко и весело. И вот вторая ее высота - это сдача экзаменов по географии на отлично.

Вступив в комсомол, Гуля решила: раз она комсомолка, то ей будут поручать очень ответственные дела. И она стала готовиться к этой ответственности. Значит, надо преодолевать все трудности и идти к достигнутой цели. В очередной раз, придя  в бассейн, она решила взять самую высокую планку прыжка и взяла.  Ведь она, при вступлении в комсомол, дала слово, что постарается совершать смелые поступки.

Гуля на фронте. Раненая в ногу, она перевязывала, бинтовала раненых, подменила убитого пулеметчика, гранатами уничтожила несколько фашистов. И смертельно ранена сама. Но высота 56,8, отвоеванная у немцев, оплачена кровью. Последняя высота в  жизни Гули была взята.

Гуля в своей жизни ставила задачи и цели, с которыми старалась справляться.

Я сейчас, когда читала эту книгу, переживала за девочку в детстве, юности, на войне. Хотелось чем-то помочь ей. Я с ней побыла в ее жизни, в своей жизни прошлых лет. Очень трогательная, впечатляющая книга. Есть чему молодежи поучиться, прочитав ее.

Гуля - пример жизни, поступков разных возрастов.

Людмила Борисовна Бабаева, Тюхтет

 

Генерал Карбышев

 

https://libryansk.ru/files/media/2015/04/img_reshin.jpgЕвгений Григорьевич Решин, автор документальной повести «Генерал Карбышев», был военным комиссаром одного из инженерных соединений. Он был лично знаком с генералом Карбышевым. Решиным была проделана большая работа по сбору ценных документов и воспоминаний друзей героя. Книга написана по горячим следам тех времен.

Моё знакомство через книгу с Героем Советского Союза Дмитрием Михайловичем Карбышевым произошло в седьмом классе, когда мне было четырнадцать лет. На всю жизнь впечатлил и запомнился этот герой, его недюжинный ум, стойкость, мужество и человечность. Мороз по коже бежал, когда я читала о том, что происходило в концлагерях фашистов и как мучительно гибли там люди. Читала и плакала. Очень хорошо, что есть такие писатели, которые пишут без прикрас чистую правду о войне, о людях, живущих в нечеловеческих условиях, надеющихся, продолжающих бороться, выручая друг друга, подставляя плечо в тяжелый момент и свершающих геройский подвиг.

И вот я уже в зрелом возрасте снова перечитываю о генерале Карбышеве. И снова плачу. Кровь стынет в жилах, когда читаешь о фашистах. И здесь же приходит чувство восхищения, уважения и гордости к людям – героям. Таких людей с большой буквы было немало, которые прошли через все ужасы войны, которых помнит и чтит наш народ. Одним из них был Д.М. Карбышев. Он погиб 16 февраля 1945 года в концлагере «Маутхаузен». Его, после душа, мокрым вывели на мороз и стали из брандспойтов поливать ледяной водой. Карбышев медленно покрывался льдом. «Бодрей, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас» - сказал он перед смертью. Он верил в победу Красной Армии над фашистами. Он верил в счастливое будущее своей страны. Был верен присяге и своей Родине до последней капли крови, до последнего вздоха.

В Маутхаузене стоит памятник из белого полупрозрачного мрамора, похожего на лед, на котором на двух языках – на русском и немецком - написано: «Дмитрию Карбышеву. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни».

Эта тема человечности, мужества, стойкости, героизма актуальна и в наши дни. Мое мнение такое, что об этом надо писать, говорить, особенно с подрастающим поколением. Чтобы они помнили, знали, гордились своими героями. И никогда не забывали, не искажали фактов истории своей великой Родины.

Фарида Габдрахмановна Янущенко, Леонтьевка

 

ОМСБОН всегда впереди!

 

В рамках акции «Прочитанная книга о войне – твой подарок ко Дню Победы» я прочла книгу А.И. Зевелева и др. «Ненависть, спрессованная в тол». Книга имеет несколько авторов. На богатом фактическом материале, в хронологической последовательности описаны важнейшие события, непосредственно связанные с Великой Отечественной войной. Широкое использование мемуаров и масштаб охвата помогают созданию более четкой и нетрадиционной картины.

Отдел мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), героически сражавшийся на фронтах и в тылу немецко-фашистских захватчиков, был в июне 1941 года. Комплектовались войска особой группы коммунистами, комсомольцами. Она состояла, в основном, из добровольцев: рабочих, студентов, спортсменов, выпускников школ, командиров пограничных и внутренних войск. А также большой группы коммунистов-эмигрантов из стран Европы и Востока.

Рождение ОМСБОНа непосредственно связанно с обороной Москвы. Москва показала всему миру, что она стоит твердо, враг никогда не пройдет по брусчатке ее Красной площади. 7 ноября 1941 года омсбоновцы были участниками парада на Красной площади. Этот день был для ОМСБОНа знаменательным еще одним событием – принятием воинской присяги.

Так было суждено, что солдаты, командиры и политработники ОМСБОНа оказались на острие удара главных сил гитлеровцев, рвавшихся к Москве. Наши воины стойко и мужественно, умело, точно и профессионально выполняли боевые приказы и влились могучей струей в общий поток героизма защитников Родины. Отражали они и танковые атаки, сражались с пехотинцами, подбивали из винтовок самолеты. Приходилось делать все. Они всегда были на переднем крае и в тылу врага.

Авторы книги – бывшие бойцы, привлекая воспоминания и другие источники, повествуют о боевом пути соединения. В книге очень много имен омсбоновцев, их жизненный путь во время войны и послевоенные годы.

Я люблю читать историческую литературу, эта книга стала открытием для меня, такая книга не может быть неинтересной. Каждая страница книги – свидетельство эпохи. После прочтения не остается сомнений, что зло не будет торжествовать никогда!

Однозначно рекомендую к прочтению!

Татьяна Витальевна Цвых, Леонтьевка

 

Блокадный день

 

Я хочу написать про повесть Николая Дементьева «Блокадный день». На мой взгляд, в повести поднимается проблема детства в военное время. Как детям пришлось стать взрослыми и наравне со взрослыми работать, и помогать своим семьям, оставшимся без отцов.

История, которая рассказывается в повести, идет от лица семиклассника Паши. Он в войну остался с мамой и бабушкой в оккупированном немцами Ленинграде. Еще буквально вчера ребята веселились и ходили в школу, общались, дружили, жили обычной жизнью. В миг обычная жизнь изменилась до неузнаваемости, из уютной просторной квартиры семья Паши переселилась жить на кухню, чтобы можно было протопить хотя бы кухню. Отец ушел на фронт. Паша, как мог, помогал своей маме и бабушке по дому.

История повести меня поразила добротой и отзывчивостью главного героя. Паша старался помогать всем, кто нуждался в помощи, даже тогда, когда ему самому нужна была помощь. Однажды утром он спас своего одноклассника от смерти, дав ему кусочек хлеба, который он получил по карточке и нес домой. После, на проруби, он спас свою одноклассницу, которая чуть не упала в прорубь. Паша помогал многим: соседу, незнакомому человеку, который упал в голодный обморок и не мог самостоятельно дойти до дома.

Суть рассказа, на мой взгляд, заключается в человеческой доброте, помощи и отзывчивости. Повесть мне понравилась тем, что люди в такое тяжелое время старались помогать друг другу, конечно, не все были так добры как главный герой.      

Повесть «Блокадный день» я бы рекомендовала прочитать, потому что она учит доброте, помощи и показывает, что даже в самые тяжелые времена есть выход, если у тебя есть друзья и семья, которые обязательно помогут.

Екатерина Николайчук, Тюхтет