Сказ о битве Куликовской

 

21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) – День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

Куликово поле – святое место для каждого русского человека, который любит свою Родину и гордится ее историей. В память о народном подвиге 20 сентября в Межпоселенческой центральной библиотеке прошел час истории «Сказ о битве Куликовской».

Библиотекарь рассказала юным читателям о том, что Куликовская битва - это битва между русским войском во главе с московским князем Дмитрием Донским и войском темника Золотой Орды Мамая, что Куликово поле - историческая местность между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, кто такой хан Мамай, что термин «татаро-монгольское иго» означает систему политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи, а позже от Золотой орды с 1242 года до конца XV века.

Ребята узнали, что князь Дмитрий Донской получил прозвище «Донской» за победу над Мамаем. Большой вклад в победу русского войска внесли монахи – Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Куликовская битва 1380 года стала определяющей вехой в истории России. 21 сентября 1380 года впервые в истории Россия предстала как единое и мощное государство, способное постоять за свою независимость: не московская, а общерусская рать разбила войско Мамая на Куликовом поле. Дмитрий Донской доказал, что сила Руси в единстве.

Час истории прошел очень увлекательно, ребятам удалось блеснуть своими знаниями в области истории, чем они приятно удивили библиотекаря.

Вера Коробейникова, Тюхтет

 

 

Свечи из вощины

 

Свечи из вощины набирают все большую популярность. И причина этому сама вощина и ее качества. Что же такое вощина?

Вощина — это натуральный материал из пчелиного воска. Изначально вощину использовали пчеловоды, а позже из неё стали делать свечи, она очень гибкая, приятная на ощупь, податливый материал. Процесс изготовления свечи очень простой, увлекательный и расслабляющий.

Первые в истории свечи – это чаши, наполненные жиром, с фитилём  или щепочкой. Первые восковые свечи появились в Средневековье. Свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены.

Свечи использовались людьми в качестве естественного источника освещения более 5000 лет. Тем не менее, немногое известно об их происхождении. Часто пишут, что первые свечи были придуманы в Древнем Египте. Египтяне использовали свечи с фитилём примерно с 3000 годов до н.э. Те свечи делались из сердцевины ситника, а факела – из вымоченной в животном жире сердцевины тростника.

Первое официальное упоминание о свечах относится к библейским временам, примерно к 10 веку до н.э. Эти ранние свечи выглядели просто: фитиль помещался в контейнер, который был наполнен специальным горючим раствором.

Считается, что искусство производства свечей развили римляне. Они макали скрученный папирус в раствор из жира, после чего часть раствора оставалась на фитиле, это позволяло фитилю гореть. Такие свечи называли маканными. Слово маканый, как раз происходит от глагола макать.

Римляне использовали свечи для освещения своих домов, брали с собой  в дорогу, зажигали на религиозные церемониях. Жир для свечей был дешевый и легко доступный.

В Японии свечи делали из воска, полученного из ореховых деревьев, а в Индии варили плоды коричного дерева, в Китае делали свечи из плотной бумаги, скрученной в трубочку. Также доподлинно известно, что свечи играли важную роль в религиозных церемониях.

Свечи из вощины экологичны, ведь пчелиный воск самое что ни на есть 100 % натуральное природное сырье. Его использование не несет никакого вреда пчелам. Вегетарианский продукт. При сгорании воск выделяет исключительно полезные для здоровья фитонциды, которые являются не только антисептическими, но и иммунно-стимулирующими веществами. А также, у них нет токсичных побочных продуктов и тяжелой сажи при сжигании. Очищает, ведь свечи из пчелиного воска выпускают отрицательные ионы при горении, и эти ионы помогают нейтрализовать загрязняющие вещества в воздухе. Это помогает устранить пыль, запахи и плесень в атмосфере, облегчая симптомы аллергии и астмы, улучшая дыхание. Расслабляет, поскольку горение свечи обладает расслабляющими свойствами и может помочь в снятии стресса и медитации. Мягко сладкий, натуральный медовый аромат помогает этому расслаблению. Ценно, ведь свечи изготавливаются исключительно вручную заботливыми руками мастера.

В Красинской поселенческой библиотеке, в рамках программы «Пушкинская карта», прошел мастер-класс «Свечи из вощины». Простой мастер-класс для молодежи научил делать красивые композиции, декорировать атласными лентами, кружевами, бусинами. В технике изготовления свечей существует множество различных форм и составляющих. Участники использовали листы вощины, свою фантазию и советы мастера.

Мастер-класс запомнился возможностью сделать практичный бытовой предмет с уникальным ароматом, формой, декором, который подбирается индивидуально.

Каждый унес с собой собственное изделие и отличное настроение.

Юлия Сакова, Красинка

 

 

Мы против террора!

 

Какое бы оправдание не искал терроризм, нет прощения ему за смерть невинных.

Леонид Сухоруков

Терроризм во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. В настоящее время является одной из главных угроз безопасности человечества в современном мире. Нужно знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупредить его возникновение.

3 сентября в России отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта дата неразрывно связана с Бесланской трагедией – одной из самых скорбных страниц современной истории, произошедшей с 1 по 3 сентября 2004 года.

День солидарности в борьбе с терроризмом — это напоминание всем нам о необходимости объединиться в борьбе с этим злом, о неприятии обществом подобного рода ведения политической борьбы.

В этот день сотрудники МЦБ приняли участие в митинге, посвящённом памяти погибших, где провели акцию «Мы против террора», в ходе которой дети наклеили белых голубей, как знак протеста терроризму, почтили память жертв террористических актов и сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга, минутой молчания.

С помощью оформленного стенда «Беслан. Как это было» присутствующие смогли вернуться к событиям девятнадцатилетней давности, он позволил более подробно узнать о последствиях, жертвах и жестокости терроризма. Узнали о том, что терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, порой не поддающихся восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между национальными и социальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Людмила Шулятьева, Тюхтет

 

 

Профессия, что всем дает начало

 

Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики.

Д.С. Лихачёв

Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.

Миссия года - возродить престиж профессии педагога, поднять ее на качественный уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность.

Каждому школьнику необходимо хорошо разбираться в многообразии профессий. В рамках Года педагога и наставника 12 сентября в Межпоселенческой центральной библиотеке прошло мероприятие «Профессия, что всем дает начало».

В ходе мероприятия ребята поговорили о важности профессии учителя. Узнали откуда к нам пришла эта профессия. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках, датированных ранее 2500 лет до н.э. Проверили эрудицию, мышление, поговорили о том, какими качествами должен обладать учитель, каждый поделился мыслями по поводу своего дальнейшего образования. Куда пойти учиться? Кем стать в будущем? Большинство ребят уже определились со своим выбором.

Профессия учителя очень сложная, она требует от человека много терпения и понимания. В основном она состоит из нелегких, но интересных будней.

Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание или ремесло?» Учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям, прежде всего...

Вера Коробейникова, Тюхтет

 

 

В лабиринтах знаний

 

День знаний открывает новый учебный год, в честь этого праздника Новомитропольская поселенческая библиотека, совместно с Домом культуры, провели для школьников познавательную игру «В лабиринтах знаний». Участники отвечали на вопросы на сообразительность, внимание и смекалку, соревновались в ловкости, отвечали на школьные загадки, вспоминали героев известных сказок. Библиотекарь провела обзор книжно-иллюстративной выставки «За страницами школьных учебников», на которой представлены книги, помогающие в учебе из серии «Я познаю мир», развивающие книги с логическими играми и интересными задачами, красочные энциклопедии, познавательные книги, с помощью которых можно не только расширить кругозор, но и интересно постигать школьные премудрости. Далее присутствующие смогли познакомиться с художественными произведениями об интересной и увлекательной школьной жизни.

На мероприятии ребята дружно отвечали на вопросы «Заморочки из бочки». Они по очереди вытаскивали заморочку определённого цвета и отвечали на вопросы. Красный цвет – вопрос из области спорта, зелёный – из области природы, синий – из области литературы, оранжевый – из области музыки. Наиболее легко отвечали на вопросы из области литературы, где называли литературных героев, на музыкальном легко отвечали на вопрос названия песен о лете.

Свои знания, опыт и умения ребята использовали в конкурсе «Загадки школьного портфеля». Здесь вспоминали школьную терминологию, школьные предметы. Понравилось всем детям выполнять задания весёлых уроков: собирать пазлы и по описанию определять литературных героев. Проявили свои познания школьники и в ходе «Пятёрочной викторины». Каждый знает, что все девчонки и мальчишки среди школьных оценок больше всего хотят получать пятёрки. Но чтобы получать одни пятёрки, нужно много читать и всегда внимательно слушать учителя и постоянно проверять свои знания. В конкурсе «Эрудит» было предложено слово «Преподаватель», из которого нужно было составить небольшие слова. Конкурс «Быстрые ручки», где нужно было на скорость смотать шпагат, определил самых ловких школьниц.

По завершению мероприятия библиотекарь поблагодарила всех ребят за активное участие и пожелала им успехов в новом учебном году, напомнила ребятам, что библиотека - их верный друг и помощник в учебном процессе.

Нина Егорова, Новомитрополька

 

 

Анализ социологического исследования

Бесплатный доступ в мир искусства

 

В 2023 году библиотеки Тюхтетской МБС начали работу по программе «Пушкинская карта». Разрабатывая мероприятия для подростков и молодежи, библиотекарям важно знать об интересах и запросах молодежной аудитории. Это позволит библиотечным специалистам лучше понять культурные и досуговые предпочтения старшеклассников и студентов, а также подобрать темы мероприятий, которые будут интересны им.

С этой целью была разработана анкета, на вопросы которой ответили 172 молодых жителя Тюхтетского МО в возрасте от 14 до 22 лет, что составило 27 % от общего числа молодежи данной возрастной категории нашего округа. Среди респондентов было 70 юношей и 102 девушки. По роду деятельности основная масса опрошенных – школьники (77 %); студенты – 18 %; работающие – 5 %. Соответственно, полученные сведения достаточно объективно отражают предпочтения школьной аудитории в возрасте 14-17 лет. Это необходимо учитывать при выборе форм и направлений культурно-образовательных мероприятий  именно  для  данной  группы  пользователей Пушкинской  карты. Также следует отметить, что такое соотношение студентов и школьников в качестве респондентов является нормальным распределением в выборке – в настоящее время количество школьников среди участников библиотечных мероприятий по данной программе преобладает.

Из полученных ответов на следующие вопросы стало ясно, что только у 63 % опрошенных есть Пушкинская карта, и только 32 % из числа держателей карты воспользовались ей в 2023 году. Те, у кого до сих пор не оформлена Пушкинская карта, назвали разные причины:

- не знаю – 33 человека;

- не нужна – 11 человек;

- просто нет – 6 человек;

- нет Госуслуг – 3 человека;

- не знал про карту – 2 человека;

- никуда не хожу – 1 человек.

7 человек этой категории собираются оформить карту в ближайшее время, а одна девочка почему-то решила, что по Пушкинской карте ходят только в театр, а раз театров в селе нет, то и карта ей не нужна. Вывод здесь можно сделать только один: нужна большая разъяснительная работа среди подростков и молодежи по оформлению и применению Пушкинской карты. Многие из них просто не знают принцип работы этой программы. А ведь участие в программе позволяет школьникам, студентам и работающей молодёжи бесплатно посещать достаточно широкий перечень мероприятий учреждений культуры разных профилей – спектакли, выставки, концерты, мастер-классы, киносеансы отечественного производства, квесты, экскурсии и др. Допуск к ним оплачивается посредством бюджетных средств, которые не будут накапливаться на карте годами, они будут сгорать в конце каждого года, а в день исполнения 23 лет человек и вовсе потеряет эту прекрасную возможность культурно обогатиться за счет государства.

Следующий вопрос «Какие учреждения культуры Вы предпочитаете (предпочли бы) посещать по Пушкинской карте?» предполагал несколько вариантов ответов. Подавляющее большинство опрошенных (67 %) выбрали кинотеатры. Данный показатель подтверждает выдвинутую нами рабочую гипотезу о том, что основной сегмент пользователей Пушкинской карты выбирает посещение кинотеатра как самую предпочитаемую развлекательную форму своего досуга. На втором месте оказались музеи, их отметили 37 %. Театрами интересуются 32 %, библиотеки выбрали 27 %, выставочные центры – 4 %, дома культуры – 2 %. Два человека хотели бы сходить по Пушкинской карте на игровые площадки, а один – в филармонию. Около 13 % не хотят посещать никакие учреждения культуры.

Одним из значимых показателей успешности работы учреждения культуры по Пушкинской карте является правильно выбранные формы, методы и средства культурно-досуговой работы. Именно поэтому нами был задан вопрос «Какие мероприятия Вы хотели бы посещать по Пушкинской карте?».

Мы выяснили, что наибольший интерес представляют кинопоказы - 33 %, мастер-классы – 16 %, квесты – 15 %, театрализованные представления (спектакли) – 13 %. На экскурсию в музей хотят пойти 9 % респондентов, просто на любую экскурсию – 8 %, на концерт – 7 %. Посмотреть выставки, встретиться с интересными людьми и сыграть в интеллектуальные игры хотели бы по 5 % опрошенных. 19 % готовы посещать любые мероприятия, 5 % - познавательные, а 2 % не хотят вообще никаких мероприятий. Три человека хотели бы сходить по Пушкинской карте в парк аттракционов, 2 – на балет, по одному человеку – посетить спортклуб и бассейн.

Следующая задача, которую мы ставили перед собой при проведении исследования – определить, какая тематика (содержание) мероприятий по Пушкинской карте наиболее востребована среди молодежи. 48 % опрошенных ответили, что им интересны любые направления. Из интересующих тем были названы: история и краеведение (20 %), спорт, туризм и путешествия (19 %), искусство, музыка и живопись (15 %), литература (7 %), природа (5 %), ужастики (3 %), интересные личности, их жизненные истории и ситуации (2 %).

На основе результатов, полученных в ходе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Главная задача для работников культуры сегодня - проводить разъяснительные мероприятия среди подростков и молодежи по оформлению и применению Пушкинской карты.

Выбирая учреждения культуры для посещения, молодые люди ориентируются на удовлетворение своих потребностей. И как показывают многие социологические исследования, на первом месте стоят кинотеатры. Наши респонденты также отдали предпочтение этому виду культурного отдыха. На втором месте оказались музеи, затем театры. Отрадно, что библиотеки выбрала третья часть опрошенных, это значит, что наши учреждения востребованы молодежью, и мы должны всячески привлекать их на свою территорию. Печально, что 13 % не хотят посещать никакие учреждения культуры.

Из существующих ныне форм культурного досуга наши респонденты отдали предпочтение кинопоказам. Из этого следует, что молодые люди ждут от посещения учреждений культуры, в первую очередь, разнообразные эмоциональные переживания и остроту ощущений; во-вторых, зрелищность, яркость впечатлений и определенную долю демократичности; в-третьих, удовлетворение эстетических и духовных потребностей.

Одним из популярных способов проведения досуга среди молодежи является творчество. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя душевные силы и способности человека. К творчеству относятся: художественное, техническое, декоративно-прикладное (в мастер-классах заинтересованы 16 % респондентов).

У молодых людей 14-22 лет преобладает поисковая и творческо-эксперимен-тальная активность, они склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций (квесты отметили 15 % опрошенных).

В ходе подготовительной работы по Пушкинской карте важна не только правильно выбранная форма, но и тематика культурно-образовательных и просветительских мероприятий. Они должно отвечать  потребностям  и интересам молодежи, естественно восприниматься юношами и девушками. Согласно результатам опроса, практически половине наших респондентов все равно, по какой теме будет мероприятие – 48 %. Остальная часть предпочла бы окунуться в историю страны и своего края, больше узнать о спорте, туризме и путешествиях, прикоснуться к прекрасному (музыка, живопись).

Исходя из полученных данных нашего исследования, можно сформулировать следующие рекомендации. Ведущий вид деятельности подростков и молодежи – общение. Предоставьте подросткам базу для общения (помещение, время, задайте тему для разговора, пригласите интересного человека). При этом необходимо отталкиваться от их интересов и потребностей. Общайтесь с ними как со взрослыми. Просите их помощи, совета, найдите тему, в которой вы менее компетентны, чем они. Изучите, какие игры, фильмы и книги популярны среди молодежи. Посещайте тематические молодежные сайты и форумы – хотя бы для ознакомления. Молодежь любит играть. Это не самый главный вид деятельности, но и он очень значим — так они учатся навыкам социального взаимодействия. Предложите им деловые сюжетные игры, благотворительность, волонтерство, наставничество.

Ольга Садовская, Тюхтет