О, сколько ей посвящено стихов и песен!

 

Gitara

О, сколько ей посвящено стихов и песен!

Но все достоинства её во век не описать.

Гитара!

Голос твой всегда желанен и чудесен

И вечно будешь ты струною слух ласкать!

Гитара - один из самых удивительных музыкальных инструментов в мире. При своих скромных размерах она обладает достаточно широким диапазоном, что позволяет играть музыку самых разных направлений и стилей. Если вы начнете мысленно перебирать все музыкальные инструменты и искать самый популярный, вы, несомненно, остановитесь на гитаре. Лиричная, мягкая, задушевная, проникновенная, искренняя она хороша и в узком кругу, и в больших концертных залах, и в туристических походах у костра, и в камерном зале любителей классической музыки.

Гитара - это ещё и один из самых древних музыкальных инструментов. Происхождение гитары теряется далеко в глубине веков. Когда же гитара попала в Россию? Быть может, в XVII веке её завезли цыгане? Или в XVIII веке итальянцы? В чем же секрет ее популярности?

На эти и другие вопросы получили ответы старшеклассники ТСШ № 2 на вечере гитарной музыки «С гитарой - в библиотеку!» Хочется отметить, что это было первое мероприятие, проведённое по Пушкинской карте. Ребята совершили увлекательное путешествие на удивительный остров под названием гитара, где расширили свои знания о таком популярном инструменте, познакомились с историей её возникновения, разновидностями и поговорили об известных бардах.

Гитара - это просто Богиня, Божество, которому можно поклоняться, посвящать оды, стихи. Если бы кто-нибудь вознамерился составить русскую поэтическую книгу о гитаре, получилась бы великая книга. Под стихотворными признаниями в любви к гитаре мы нашли бы имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Блока, И. Бунина, ВС. Рождественского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко и многих других. И к этому прибавились бы гимны гитары в прозе Л. Толстого, И. Тургенева и других.

В конце мероприятия юноши и девушки смогли задать вопросы и получить на них ответы от специалиста по игре на гитаре Константина Белого. Ребята узнали, как выбрать гитару и подготовить инструмент, как развивать свои умения и не застревать на одном уровне.

Весь вечер звучала гитарная музыка. А в руках профессионала, гитарные струны способны подарить слушателю незабываемые музыкальные моменты. Молодёжь слушала знакомые и незнакомые мелодии в исполнении Константина, а затем все вместе спели песню советской рок-группы «Кино» «Группа крови». Мероприятие прошло в дружеской, тёплой, музыкальной атмосфере.

 Вера Шабанова, Тюхтет

 

 

Честная Масленица – широкая барыня

 

26 февраля в селе Новомитрополька прошло праздничное гулянье «Масленичный разгуляй». Обычай празднования масленицы ведет свое начало с древнейших времен. Предки наши, славяне-язычники, справляли в это время весенний праздник - встречу весны или проводы зимы, праздник солнца. На отношение масленицы к солнцу указывает пение в это время коляды. На севере и в Ярославле еще и теперь молодые парни ходят по домам с бубнами, балалайками и рожками, прося позволения «коляду пропеть», за что и получают, в свою очередь, угощение, а иногда и деньги.

MaslenicaВ нашей поселенческой библиотеке к Масленичной неделе была оформлена книжно - иллюстрированная выставка «Честная Масленица - широкая барыня», на которой были представлены книги русских писателей о праздновании Масленицы. Во время Недели для посетителей был проведен библиографический обзор произведений. В рассказе Михаила Зощенко «Теперь-то ясно» есть описание празднования Масленицы после Октябрьской революции, а у Антона Чехова в рассказе «Глупый француз» рассказывается о русском масленичном размахе. В трогательной и грустной истории в новелле Ивана Бунина «Чистый понедельник» мастерски описана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю и напоминание, что следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост. В своей книге очерков «Фрегат «Паллада» Иван Александрович Гончаров описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге. Не обошла своим вниманием весёлый праздник и русская писательница Надежда Тэффи. В рассказе «Блины» итальянцы не могут никак понять, что же такое блины и зачем их нужно есть. Может быть, это и есть одна из загадок таинственной славянской души. Вот уж действительно, умом Россию не понять. Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику.

В нашем селе праздничное гулянье проходило на улице. Желающие могли отведать горячих блинов и чая, ароматных шашлыков. В программе были игры, конкурсы, забавы, в которых участники праздника могли помериться силой, ловкостью. Здесь были и бег в мешках, и конкурс «Пронеси блин на сковородке», и перетягивание каната, водили хоровод, кликали весну. Забавными персонажами на празднике были Баба-Яга, Зима и Весна. В Прощеное воскресенье все попрощались с зимой, проводили Масленицу, просили у знакомых и родных прощение. Праздник прошел весело, закончилось гулянье традиционным сжиганием чучела зимы.

Нина Егорова, Новомитрополька

 

 

 

Наш выбор – Мир без наркотиков

 

Nash viborВажным направлением работы библиотеки является профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Установлено, что средний возраст приобщения к наркотикам - 12 - 13 лет. И поэтому, уже в этом возрасте дети должны осознавать, что наркомания имеет силу болезни, деградации человека, разрушения личности и в итоге - смерть.

Волонтер Тюхтетской Межпоселенческой центральной библиотеки провел для учащихся Кандатской средней школы дискуссионные качели «Жизнь без наркотиков», используя материалы МЦБ. Цель мероприятия - предостеречь подростков от употребления наркотиков, показать пагубность их воздействия на организм человека на примерах знаменитых певцов, музыкантов, актёров, умерших от употребления и передозировки наркотиков.

Присутствующие посмотрели видеофильм «Жестокая правда», рассказывающий о страшных последствиях «нескольких минут эйфории». Далее участники разделились на две группы. Одна приводила доводы о том, что наркотики - это не всегда плохо, а вторая выступала против, приводя соответствующие доказательства. Были рассмотрены ситуации, где ребята предлагали свои варианты решения, и каждый из них склонялся к одному, что прием наркотиков - это дорога в никуда. Ребята познакомились со статьями «Уголовного кодекса РФ», предусматривающими наказание за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ. Был развенчан миф о том, что «у других возникнет зависимость от наркотиков, а я попробую и откажусь». Это иллюзия. Необходимо помнить - наркотики начинают управлять человеком с первого приёма, не дают ему мыслить самому за себя, толкают на преступления, дают фальшивое представление о счастье, часто приводят к несчастным случаям, разрушают семьи, уничтожают дружбу, приводят к уродству детей. Лучшей защитой от наркомании является категорический отказ. Информационная часть мероприятия сопровождалось электронной презентацией «Мир без наркотиков».

 Каждый человек должен осознать, что его здоровье, жизнь - это то, что он получил от прошлых поколений, и то, что он спустя время должен передать грядущим поколениям.

Юлия Сакова, Красинка

 

 

Урок отечества

 

Urok otechestvaСреди множества традиционных и вновь обретенных праздников есть один особый - 23 февраля, День защитника Отечества. Во все времена отношение к воину и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы. 23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять.

Так, в преддверии Дня защитника Отечества, 22 февраля, в Двинской поселенческой библиотеке прошёл урок отечества «Гордись, Отчизна, славными сынами». Вниманию учащихся была предложена слайд-презентация, посвященная героическим страницам нашей Родины. Библиотекарь рассказала ребятам о славной истории рождения праздника, почему его отмечают именно 23 февраля, с какого года праздник именуется «Днем защитника Отечества».

Мероприятие проходило с целью формирования уважительного отношения к прошлому нашей Родины, формирования интереса к историческим событиям и судьбам людей. Ребята узнали о знаменитом русском полководце Александре Васильевиче Суворове. Вспомнили былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов. Эти герои сражались, защищая родную землю.

В ходе мероприятия участникам были показаны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». В центре внимания была картина В.М. Васнецова «Богатыри», о каждом из которых шёл отдельный рассказ. Ребята вспомнили, какие подвиги совершил Илья Муромец, прослушали замечательную балладу об этом великом богатыре, которую написал А.К. Толстой. Присутствующие вспомнили названия амуниции и снаряжения богатырей, построили крепость-заставу, материалом для строительства стали слова, связанные с богатырями, воинами, солдатами.

Во все времена защита Родины была почетной обязанностью и делом чести каждого мужчины. Армия России до той поры будет сильна, пока вырастают в наших городах и селах юные мальчишки, готовые в случае опасности встать на защиту русской земли.

В День защитника Отечества мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, и тем, кто в мирное время несёт нелегкую и ответственную службу.

Валентина Козлова, Двинка

 

 

Будем Родине служить


Rodina23 февраля наша страна отмечала День защитника Отечества. Это праздник всех людей, которые стоят на страже нашей Родины. Праздник настоящих мужчин - смелых и отважных, ловких и надёжных, а также праздник мальчиков, которые вырастут и станут защитниками Отечества. Это так же День памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу. Во все времена Россия славила своих героев - воинов, отстоявших независимость, честь и достоинство Родины. День воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. В этом Дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять.
В честь этого Дня в селе Новомитрополька прошла праздничная программа «Будем Родине служить», а накануне Дня защитника Отечества сотрудниками дома культуры и библиотеки была организована выставка рисунков и поделок «Дорогим мужчинам».
Участники мероприятия познакомились с историей создания армии, её боевым прошлым. Библиотекарь провела интеллектуальный турнир «Верно служу - ни о чём не тужу». Присутствующим были предложены интеллектуальные вопросы об армии, полководцах, героях. Ответы требовали внимания, сообразительности и смекалки. На большее количество вопросов правильно ответила Анна Гусева, ей был вручен приз. Далее две команды состязались в конкурсной программе «Рыцарский турнир». На меткость среди команд прошла проверка игрой «Попади в корзину», в силовых упражнениях было соревнование в сгибании и разгибании рук в упоре. Прошли весёлые конкурсы «Раз картошка, два картошка», «Перетягивание каната». Самым сложными были «Спортивная эстафета» - пронести на теннисной ракетке шарик и «Обезвредить мину» - нужно было раздавить воздушные шарики на полу, но с завязанными глазами, также были и другие интересные конкурсы. Победила, конечно, дружба. В конце мероприятия ведущая отметила, что наш долг сберечь память о подвигах людей старшего поколения и передать эту память детям и внукам, а молодым людям стремиться стать её достойными защитниками. Праздник подарил всем радость общения. Мероприятие прошло ярко, оживленно и принесло много положительных эмоций всем присутствующим.

Нина Егорова, Новомитрополька

 

 

Как учились на Руси

 

В Новомитропольской поселенческой библиотеке с учащимися старших классов прошёл экскурс в историю «Как учились на Руси». Это мероприятие мы приурочили к Году педагога и наставника. Целью мероприятия было познакомить учащихся с историей возникновения образования на Руси.

Рассказ библиотекаря начался с истории появления школ в Древней Руси, какими они были, как развивались. Учащиеся дали объяснение летописи, что это исторические произведения XI-XVII веков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «летопись». Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Так обучение распространилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях, они назывались церковно-приходскими школами. Большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание в зависимости от того, что он уже успел изучить.

Библиотекарь рассказала о первой школе в нашем селе. Она тоже была церковно-приходская. Учитель не только давал уроки, но и организовывал спевки церковного хора. Как правило, в то время в школе занимались лишь мальчики. Основным уроком считался Закон Божий, учили чтению и письму. За малейшее неповиновение тут же следовало наказание - провинившегося ученика били розгами и ставили на колени.

Присутствующие прослушали стихотворение Натальи Кончаловской про школу в Древней Руси:

И в старину учились дети -
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали
Из гусиного крыла!

Далее, читатели приняли участие в интеллектуальной игре «Чтение – вот лучшее учение». Отвечали на вопросы такого содержания: Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение? Ответ: монастыри, церкви. Как называли в Средние века школьные дисциплины? Неожиданным был ответ на него: художество, хитрость, искусство. За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? Развеселил участниц этот вопрос – всего за две зимы можно было обучиться грамоте. Были и другие интересные вопросы.

Заполняли тест на определение уровня информационной культуры, вспоминали названия книг с прилагательными, приняли участие в конкурсе «Буква заблудилась», отгадывали авторов стихов. В итоге участницы мероприятия получили титул «Самая интеллектуальная Красная девица».

Нина Егорова, Новомитрополька

 

 

Жизнь дается один раз

 

Проблема алкоголизма, к сожалению, уже опережает проблему наркомании и токсикомании. Пиво и слабоалкогольные напитки стали непременным атрибутом повседневной жизни подростков. Пьющие дети сегодня – это не только малолетние бродяги, живущие без присмотра и опеки. Это обычные мальчики и девочки из благополучных семей. Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет. И, видимо, не случайно, что в сводках криминальных новостей все чаще появляются данные о школьниках, и даже школьницах, которые от чрезмерного употребления алкоголя совершают хулиганские действия или попадают в токсикологию с алкогольным отравлением.

Волонтер Тюхтетской МБС и учитель Кандатской средней школы, по подготовленным материалам библиотекаря МЦБ, провели для учащихся КСШ профилактический диспут «Мифы и правда об алкоголизме». Присутствующим была показана медиа-презентация «Я и моё здоровье», из которой ребята узнали много нового и интересного. Ведущая Сакова Влада рассказала о вредном воздействии алкоголя на организм человека. Например, какие органы человека страдают в первую очередь, велика ли опасность нескольких кружек пива для взрослого мужчины, можно ли пить алкоголь женщинам и подросткам, вредно ли безалкогольное пиво и др. Тему о здоровом образе жизни продолжила классный руководитель Татьяна Викторовна. Для ребят были подготовлены карточки с заданиями на тему алкоголизма. Нужно было определить: это миф или реальность. Обсуждение было бурным, каждый обосновывал свою точку зрения. Вместе разобрали примерные формы отказа, чтобы противостоять дурной компании. Ребята посмотрели видеофильм о вреде алкоголя для подростка. В ходе увиденного они познакомились с фактами о вреде и об ответственности несовершеннолетних за распитие спиртных и слабоалкогольных напитков в общественных местах, о разрушительной силе рекламы, о невыполнении законов, касающихся продажи и употребления алкоголя. В заключение участники диспута заполнили анкету «Проблема употребления алкоголя в подростково - молодежной среде».

В итоге сделали вывод, что здоровый образ жизни будет целью каждого из присутствующих.

            Юлия Сакова, Красинка

 

 

Боль войны

 

Афганистан в истории страны —

Тяжелая, кровавая страница —

Солдатам, возвратившимся с войны,

И матерям погибших будет сниться.

Афганская война… Она ушла в историю, и за не полных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Эта война своим черным крылом коснулась многих семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжелобольных, молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Советские войска на территории Афганистана воевали 9 лет, 1 месяц и 19 дней – с 1979 по 1989 год.

Отдавая дань уважения тем, кто проявил высочайшую силу духа, самоотверженность, героизм, выполняя боевой долг, 15 февраля в селе Красинка библиотека и сельский Дом культуры провели час памяти «Мы знаем и помним», участниками мероприятия стали жители села.

Ведущие познакомили с историческими событиями войны в Афганистане, а также рассказали о том, как мужественно и профессионально выполняли свой долг наши солдаты, как в сложнейших условиях проявляли стойкость и благородство, сохраняли верность военной присяге и долгу. Под звуки метронома присутствующие почтили минутой молчания память о погибших воинах, которые не вернулись с этой жестокой и длительной войны.

Библиотекарь провела обзор книги «Книга памяти Афганистан 1979 - 1989», в которой собраны рассказы о погибших земляках и внесены имена и данные не только тех, кто в своей судьбе так или иначе соприкасался с краем – родился, жил, учился, здесь похоронен. Также в книге напечатаны фотографии и письма солдат. В ней нет выдуманных персонажей и вымышленных событий, хотя в редких случаях изменены имена и географические названия.

Вспомнили и наших земляков. Владимир Сузов - уроженец д. Вознесенки. Пройдя сквозь горнило той войны, он понял в чем заключается смысл человеческой жизни и предназначение человека на нашей земле. Испытания, выпавшие на долю солдат-героев, стали источником становления духовности и переосмысления всей его последующей жизни. Погиб, прикрывая выход своего отделения из под огня. За этот подвиг Владимир посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в селе Зареченка Тюхтетского округа.

В селе Красинка призывался в ряды вооруженных сил СССР Лученок Сергей Ильич, проходил службу в республике Афганистан в районе города Шиндант, демобилизован в 1989 году из Армии домой. Имеет награды.

В ходе мероприятия прозвучали стихи Н.И. Пытько «Память и боль» и песни об афганской войне. Участники  внимательно слушали, сопереживали, задавали вопросы.

Нынешнее поколение не должно забыть трагедию Афганских и Чеченских событий. Мы должны помнить о тех, кто честно исполнил воинский долг перед Родиной, рисковал жизнью ради великой цели – мира на земле.

            Юлия Сакова, Красинка

 

Книга от друга

 

День 14 февраля, безусловно, известен, прежде всего, как День святого Валентина или День всех влюблённых. Однако, растёт число людей, которые знают ещё об одном празднике, отмечаемом в этот день. Ежегодно, начиная с 2012 года, 14 февраля отмечается один из самых молодых праздников - Международный День дарения книги. В нем ежегодно принимают участие жители более 30 стран мира, включая Россию.

Knigi ot drugaИдея праздника принадлежит американке Эмми Бродмур, основательнице сайта детской книги в США. Эмми - мама троих детей. Однажды один из её сыновей спросил, почему люди не дарят друг другу книги просто так. Тогда Эмми решила создать для этого праздник. Изначально она задумала его, как День дарения книги детям, чтобы вдохновлять малышей больше читать.

Эмми обратилась за помощью к знакомым из социальных сетей, и когда её инициативу поддержали миллионы людей, было решено назвать праздник Международным днём дарения книг. Ведь не только детям, но и взрослым приятно получить в подарок интересную книгу.

Главная идея Международного Дня книгодарения - показать, что бумажная книга остается актуальным подарком и не теряет своей ценности даже в век технологий.

Двинская поселенческая библиотека не могла пройти мимо такого события и в этот день пригласила своих юных читателей на праздник книгодарения. Библиотекарь подробно рассказала юным читателям о празднике. Были проведены конкурсы. Первый из них «Знаешь ли ты?», в нём ребята отгадывали загадки о сказочных героях. В следующем конкурсе «Путаница» перепутались названия сказок, участники должны были исправить эти ошибки. Так же они активно отвечали на вопросы о сказках, угадывали их по иллюстрациям.

Ребята принесли много разных, интересных, красочных замечательных книг и в конце мероприятия обменялись ими, подарили им вторую жизнь в руках новых читателей. Все участники почувствовали радость и счастье от празднования Международного Дня Дарения Книги, потому что у каждого на книжной полке появятся новые интересные произведения!

Дарите книги с любовью своим любимым и дорогим людям, ведь книга - это лучший подарок!

 Валентина Козлова, Двинка

 

 

Неделя науки и техники

 

В Центральной детской библиотеке стало традицией в феврале проводить Неделю науки и техники. Её мероприятия направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения, стимулирование интереса к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию детей и подростков. В этом году она прошла с 6 по 10 февраля.

Nauka i tehnikaОткрыла Неделю презентация книжной выставки «На пути к новым знаниям», на которой был представлен большой выбор книг по науке и технике для детей и подростков в разделах «Зачем нужна наука?», «Хочу всё знать!», «Наука и космос». Раздел «Научные забавы» знакомил с литературой об основных законах природы и материи на примере веселых опытов, каждый из которых сопровождался пошаговой инструкцией и понятными яркими иллюстрациями. Также на презентации были представлены приборы на силу тяжести, силу трения, баланса и равновесия. Ребята с большим интересом были увлечены изучением данных изобретений.

Во второй день обзор книг «Чудеса современной науки» познакомил ребят с историей возникновения праздника Дня российской науки, который отмечается 8 февраля. Библиотекарь представила юным посетителям книги, рассказывающие о достижениях в области науки и техники. Также они узнали о том, кто такие учёные, что такое наука и зачем она нужна. Большой интерес вызвала презентация о юных изобретателях и их изобретениях, к которым относятся - пластилин, фруктовый лед, батут, меховые наушники, перчатки без пальцев и многое другое. Оказывается, сколько простых, необходимых в быту вещиц созданы детскими руками в результате нестандартного мышления и любви к мамам и папам.

Познавательно и увлекательно прошла научная лаборатория «Творим, выдумываем, изобретаем». Ребята под руководством библиотекаря провели ряд экспериментов. Опыт «Фараонова змея» поразил своей яркостью и эффектом, как по волшебству, сквозь языки пламени из белых гранул появилась и начала расти многоголовая змея. Извиваясь, отращивая все новые и новые головы, сплетающиеся между собой, она гипнотизировала, заставляя следить за каждым движением её медленного танца. Не менее интересным оказался опыт «Вулкан». При взаимодействии пищевой соды и уксуса происходит химическая реакция, в результате которой выделяется значительное количество углекислого газа, в виде пенной лавы, устремляющей наружу. Яркое впечатление этому эксперименту добавил пищевой краситель.

 Конструктивно и творчески прошел мастер – класс «Первые шаги в робототехнике». Ребята совершили первые шаги в электронике, самостоятельно сделав сборку электронного конструктора, соединив вместе элементы питания – лампу, вентилятор с переменной скоростью вращения и три вида переключателей. Использовав электронный конструктор «Логи – блоки» все вместе создали живую электроцепь. А с помощью лимонов  и медных алюминиевых пластин узнали, что из овощей и фруктов можно добывать энергию. В заключение, разделившись на три команды, ребята из легоконструктора создали робота, башню и дом. Собрав их вместе, получился робогород.

Завершающим мероприятием Недели науки и техники стала познавательная игра «Автомобили, автомобили…» Ребята узнали историю создания автомобиля и проследили путь его совершенствования до современного. Передвигаясь с места на место, человек всегда стремился избежать применения собственной физической силы. Ещё 5000 лет назад он использовал повозки, запряжённые лошадьми, быками или другими крупными животными. Слово «автомобиль» греческого происхождения. В Древней Греции слово «сам» произносилось – «аутос», а слово «подвижный» на латинском языке звучало – «мобилос». Вот и сложилось новое название «авто-мобильный», то есть самодвижущийся. Информационный рассказ об автомобилях сопровождался слайдовой презентацией и чередовался с различными конкурсами: «Лучший шофёр», «Ехала телега», «Автомобиль будущего», «Марки автомобилей», «Какие это машины?» Во всех конкурсах ребята проявили смекалку и отлично справились с заданиями. Автомобиль наш верный помощник и верный друг, но иногда может послужить источником многих бед. А чтобы это не случилось, в заключение все вместе вспомнили правила безопасного поведения на дороге.

Библиотекари ЦДБ

 

 

Сокровища «Кладовой солнца»

 

1В Новомитропольской поселенческой библиотеке прошла игра-викторина «Сокровища "Кладовой солнца"». Это мероприятие мы посвятили 150-летнему юбилею со дня рождения замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина. В библиотеке была оформлена книжная выставка «Михаил Михайлович Пришвин – певец русской природы». Мероприятие началось с разговора о природе родной земли, о том, почему писатель назвал сказку-быль «Кладовая солнца». Библиотекарь рассказала о том, что в словосочетание «кладовая солнца» автор вложил большой смысл. Пришвин был и биохимиком, и агрономом, и исследователем, он следил за развитием науки. Смысл весь в том, что солнце постоянно отдаёт часть своего тепла растениям, которые затем отмирают, а после этого падают на самое дно болота, где посредством этого процесса происходит накопление торфа. Торф - это богатство природы, накапливаемое жизнью веками. Но и клюква, и прочие целебные травы, и деревья с животными и птицами данного болота - это тоже всё кладовая природы. В его произведениях огромную роль играет родная природа. Героями его книг становятся не только люди, но и птицы, животные.

Затем участники мероприятия разделились на две команды, а команды получились семейные: семья Гусевых и семья Кудиных. Они переместились на «лесную полянку» и приступили к выполнению заданий. Им предстояло отгадать загадки о природе, поучаствовать в «Мастерской», где каждая команда получила конверт с буквами, их задача была - составить из букв слова из названий рассказов Пришвина. «Туесок с лесными ягодами» предложил отгадать по описанию лесные ягоды. Из «Короба премудрости» доставали карточки с мудрыми изречениями. Например, в любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло. В «Корзине сказок» были собраны описания сказок, близкие своим сюжетом или героями к произведению Пришвина, а кроме того, сказочные элементы, которые можно найти в «Кладовой солнца». Нужно было достать рисунок к сказке и объяснить, что в ней сходно с произведением Пришвина. Вот так в игровой форме, отвечая на вопросы, читатели имели возможность познакомиться с творчеством Михаила Пришвина.

Писатель завещал нам любить природу, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать.

«Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!» Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете сколько чудес он там видел.

Нина Егорова, Новомитрополька

 

 

По страницам рассказов Михаила Пришвина

 

Po stranicam

В Зареченской поселенческой библиотеке для учеников Зареченской средней образовательной школы прошла литературная игра «По страницам рассказов Михаила Пришвина», посвящённая 150-летию со дня 

рождения русского писателя-натуралиста. Мероприятие началось с разговора о жизни и творчестве М. Пришвина.

Далее участники игры разделились на три команды и приступили к выполнению заданий по станциям. На станции «Загадкино» ребята с удовольствием отгадывали загадки и участвовали в викторинах по произведениям автора. На станции «Мастерская» - собирали пазлы. Каждая команда получила конверты с буквами, необходимо было составить из них слово. Слова получились непростые. Это были названия рассказов Михаила Пришвина. Первая команда составила слово «Филин». Это рассказ о том, как ночной хищник - филин устроил в тихом лесу переполох. Вторая команда, составила слово «Лимон». Ребята не читали этот рассказ и думали, что речь идет о тех лимонах, которые мы покупаем в магазинах. Библиотекарь прочла отрывок из рассказа, и все поняли, что Лимон, это маленькая собачка, которая держала в страхе всех обитателей дома директора совхоза, где жил Михаил Пришвин. Третья команда составила слово «Силач». То, что речь шла о грибе, участники также узнали, прочитав рассказ.

С большим удовольствием ребята выполнили задания на станции «Творческая».
Надев маски медвежат, под задорную музыку они исполнили танец «Мишка Гумма Бер».  Также облачившись в подготовленные маски утят, был обыгран рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Литературное путешествие завершилось знакомством с книжной выставкой «Мир зверей и птиц смотрит со страниц».

Елена Агафонова, Зареченка

 

 

По страницам любимых книг Михаила Пришвина

 

Бывают ли на свете волшебники? Вы скажете: «Конечно, но только в сказках». А вот и нет. Жил на свете такой добрый волшебник, который понимал язык птиц и зверей, разговаривал с ними и воспевал в своих произведениях красоту родной природы. И был этим волшебником знаменитый писатель Михаил Михайлович Пришвин, которому 4 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения. Он написал много произведений о русской природе, родной земле и ее людях. Книги Пришвина неповторимы, просты и содержательны, предназначены для читателей разного возраста.

М. М. Пришвин родился 23 января (4 февраля по новому стилю)1873 г. в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. С самого раннего детства он рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык. Хорошо запомнился ему с детства крестьянин Гусек, опытный охотник, знаток повадок птиц и животных. Много исходил с ним мальчик по лесам, лугам, много услышал рассказов о природе.

К юбилейной дате писателя в Центральной детской библиотеке прошла литературная игра «По страницам любимых книг Михаила Пришвина». Ребята познакомились с биографией писателя, а затем, путешествуя по страницам его рассказов, окунулись в волшебный мир природы. Они внимательно слушали небольшие произведения, отгадывали загадки, отвечали на вопросы. Со всеми заданиями справились отлично, получили от игры не только позитивное настроение, но и узнали много нового и интересного. Ребята решили, что нужно учиться у этого удивительного писателя видеть, слышать, любить природу, и проникать в её тайны. В завершение мероприятия они пообещали, что будут беречь, охранять и любить природу, также как это делал талантливый натуралист М.М. Пришвин.

К юбилейной дате писателя в библиотеке также была подготовлена выставка-юбилей «Путешествие в мир Пришвина», знакомящая с его биографией и творчеством.

Анастасия Козлова, Тюхтет

 

 

Живой мир в рассказах Пришвина

 

4 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина. Русского советского писателя, известного благодаря произведениям о природе, рассказам и повестям для детей. К этой знаменательной дате в Ларневской поселенческой библиотеке оформлена книжная выставка «Живой мир в рассказах Пришвина». На выставке представлена биография писателя и его произведения.

Из рассказа библиотекаря дети узнали о том, что Михаил Михайлович знал и очень любил природу, особенно лес, много путешествовал по стране. Всё увиденное и пережитое он описал в своих книгах.

Затем ребята приняли участие в игре-путешествии «Будь другом цветку, дереву и человеку», отправившись в путешествие по произведениям Пришвина. Во время путешествия детям необходимо было выполнить различные задания: они отгадывали загадки о животных и растениях, разгадывали ребусы, подбирали пословицы. Среди цифр и букв в таблице узнали профессию писателя. Для этого нужно было выбрать буквы и составить слово.

У Пришвина было много собак, и все они были охотничьи, так как сам писатель являлся страстным охотником. В одном из заданий нужно было дописать буквы и узнать одну из кличек собаки Пришвина. Отгадав загадку, узнали какое природное явление, по мнению писателя, создает белую радугу на болотах.

Книги Пришвина неповторимы, просты и содержательны. Знакомясь с ними, не перестаёшь удивляться его таланту. Пришвин был одарён умением слышать пение птиц, шелест трав, разговор зверей и мастерски описывал всё это в своих произведениях.

Ирина Корзун, Ларневка

 

 

Писатель на всю жизнь

 

2Михаил Пришвин - классик русской литературы XX века. В его произведениях огромную роль играет родная природа. Героями литературных творений становятся не только люди, но и птицы, животные. Он был одарён умением слышать пенье птиц, шелест трав, разговор зверей и мастерски описывал это в своих произведениях. Автор, умевший подмечать интересные сюрпризы природы, человек с открытой душой. Он оставил нам множество рассказов, повестей, очерков о природе, которые неповторимы, просты и содержательны. Писатель много писал для детей. Эти его рассказы и повести иллюстрировали многие взрослые художники. Сам писатель фотографировал (сохранился большой фотоархив), иллюстрируя таким образом свои тексты. Ему казалось очень важным, чтобы тема раскрывалась не только через слово, но и зрительно.

В год юбилея М.М. Пришвина в Красинской поселенческой библиотеке прошел бенефис писателя «Кладовая природы Михаила Пришвина». Ребята познакомились с биографией автора, а также познакомились с его книгами. С удовольствием прослушали рассказы «Лисичкин хлеб», «Журка» и «Берестяная трубочка». После прочтения, в ходе обсуждения, участники пришли к одному мнению: все рассказы связывает любовь к животным и природе. Многие изъявили желание взять книги на дом, чтобы познакомиться поближе с другими произведениями.

«Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами». (Из письма М. Горького М. Пришвину).

Юлия Сакова, Красинка

 

 

По страницам Михаила Пришвина

 

В Чиндатской библиотеке 1 февраля прошли громкие чтения с обсуждениями и высказываниями присутствующих о великом волшебнике Михаиле Михайловиче Пришвине. Библиотекарь познакомила присутствующих ребят с биографией, интересными фактами его жизни и творчества. В течение двух часов библиотекарь читала ребятам рассказы Пришвина.

Все рассказы у М. М. Пришвина про природу. Он любил природу, умел её видеть и слышать. И всех своих читателей учил тому же. Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Прочитав его книги, мы узнаём, сколько чудес он там видел. Пришвин писал так: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват». Он через своё творчество учил любить свою родную землю, беречь её. Он всегда говорил так: «Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»!

После громких чтений библиотекарь с детьми отправились в путешествие по прочитанным страницам Михаила Пришвина. Предстояло ответить на вопросы викторины, все вопросы были подобраны по прочитанным рассказам Михаила Михайловича. Затем предстояло отгадать загадки, но загадки были не простые, в них были зашифрованы названия рассказов Пришвина.

В завершение громких чтений библиотекарь детям раздала листы бумаги и цветные карандаши и предложила нарисовать героев рассказов, которые им больше всего запомнились или понравились. В конце мероприятия ребятам были представлены книги с М.М. Пришвина с книжной выставки, которые можно взять почитать домой.

Наталья Смирнова, Чиндат

 

 

Мои первые энциклопедии, словари и справочники

 

В Соловьевской поселенческой библиотеке был проведен библиотечный урок «Мои первые энциклопедии, словари и справочники». К уроку была подготовлена книжная выставка «Мои помощники – энциклопедии, словари и справочники», это очень полезные книги, которые всегда помогут в затруднительном вопросе.

На библиотечном уроке ребята вспомнили, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники, и узнали как научиться быстро ими пользоваться.

Словари появились очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.

Очень ценным считается «Толковый словарь живого русского языка» Владимира Ивановича Даля. Над ним автор трудился около 50 лет. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно, многие значения слов изменились, но ценность словаря от этого не уменьшилась.

Не менее известны и толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

Словари многочисленны и разнообразны. Есть двуязычные словари, которые помогают изучать иностранные языки.

После знакомства со словарями библиотекарь задала ребятам вопросы: Для чего нужны орфографические словари? Как расположены слова в этих словарях? Они ответили: Чтобы правильно написать нужное слово и поставить ударение, а слова расположены по алфавиту и каждая последующая буква слова расположена тоже в алфавитном порядке.  Далее им было предложено самостоятельно найти несколько слов: каникулы, библиотека, школа и учитель. Ребята с большим интересом искали слова, кто вперед.

Далее немного отдохнули, продолжив пословицы и вставив в поговорки пропущенные слова. Затем поговорили еще об одном справочном издании – энциклопедиях. Ребята попробовали самостоятельно ответить на вопрос «Что такое энциклопедия?», ответ был своеобразный, но верный.

Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам.

Энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Все слова, понятия, события, явления описаны в них кратко, сжато, для первого ознакомления. Они бывают как для взрослых, так и для детей.

Практическим заданием было найти в энциклопедиях указанные слова или понятия: Динозавр, Какая рыба самая большая и др.

Далее вспомнили правила обращения с книгами и продолжили знакомство с младшим братом энциклопедии и словаря – справочником.

В завершение библиотечного урока был проведен небольшой блиц-опрос по  пройденному материалу.

Полученные знания ребятами были хорошо усвоены! Урок был закончен словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки из новой книги».

Екатерина Романова, Соловьевка