Я русский бы выучил…

 

Чем образованнее человек, тем глубже он обязан знать язык своего народа.

А, следовательно, и надобность хвататься за иностранное словечко

должна встречаться у него гораздо реже, чем у человека с недостаточным образованием.

Алексей Югов

«Вначале было Слово» - гласит главная книга бытия. И мы понимаем как важно хранить слово в чистоте. Сохранять, развивая, родной язык.

Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.

Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство не истощены? Можно ли утверждать сегодня, что речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство. Вот что пишет Марина Королёва, обозреватель «Эха Москвы»: «Люди с каждым годом становятся более безграмотными, утрачиваются навыки правильного произношения, кроме того, заимствования переполняют нашу речь... Стоит задуматься, ведь это огромная проблема».

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью молодых людей, стремящихся достичь успехов в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. Знание языка, его законов, заложенных в нём возможностей, знание риторики – искусства владения речью – позволяет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие: «Слово может спасти человека, может и убить»; «Слово – не стрела, но пуще стрелы разит». Потому очень важно – кто этим оружием владеет. Прежде, чем вложить его в руки подрастающего поколения, следует воспитать в молодых людях те нравственные качества, которые не позволят обращать слово во вред другим.

Тема очередного заседания молодёжного клуба «Бумеранг» - родной язык. Его называют «великим и могучим», о нем писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Еще Ломоносов находил в нем «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...».

То, что родной язык изучать надо, знают все. И даже понимают зачем. Понимать-то понимают, но...

Вот мы и задумались над вопросом, что же может заставить молодое поколение выучить свой язык, что вызвало бы у него желание научиться говорить грамотно?

В наше время в русский язык хлынул целый шквал неоправданных заимствований. Это заимствования, без которых русский язык вполне мог обойтись, так как есть русские эквиваленты этих слов. Другое дело, когда в язык проникают новые слова вместе с новыми реалиями. В нашем языке всё больше иностранных слов, искореняющих русскую речь. К этому нельзя оставаться равнодушным, надо быть патриотом своей земли, своего языка, беречь и хранить его.

Надеемся, что наш разговор станет ступенью на пути к желанию ребят выучить родной язык. А форма диспута способствует формированию навыков аргументации, формирует умение правильно и целенаправленно слушать собеседника, умение анализировать высказанное устно мнение. Диспут учит конкретно и эффективно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы на заданные вопросы, вести обсуждение в духе толерантности, с соблюдением речевых, этикетных и этических норм.

В результате проведения диспута формируется уважительное отношение к оппоненту, к лицу, разделяющему другую точку зрения.

Вера Шабанова, Тюхтет

 

 

Ты раскрой мне, природа, объятия, чтоб я слился с красою твоей!

 

Мир Бунина — это мир зрительных и звуковых впечатлений

А.А. Блок

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

В этих знаменитых строках Ивана Бунина - буйство красок, граничащее с живописным излишеством. Тема природы – одна из главных в творчестве Бунина. Бунинская лира верно и точно пела знакомый пейзаж: сырой овраг, косогор в рыжих и скользких иголках сосны, заглохший тенистый сад. Лес и сад - вообще надолго излюбленные герои лирики Бунина. Поэт неторопливо вел разговор с небом, полем, лесом - вечностью.

В 2020 году мы празднуем 150-летие со дня рождения великого русского писателя, поэта, переводчика, Лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина.

Писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность и простота свидетельствуют о величайшем таланте и владении искусством слова.

В октябре у ребят обновленного состава молодежного клуба «Бумеранг» в ходе поэтического квиза «Времена года в поэзии Ивана Бунина» прошло знакомство с поэтическим творчеством Бунина. Ребята выразительно читали стихотворения, написанные поэтом, охватывающие календарные времена года.

В проведении мероприятия был использован видеоролик «Времена года в поэзии И.А. Бунина, музыке П.И. Чайковского и живописи И.И. Левитана». Соединение трёх великих имён не случайно: художники разных поколений, которых объединяет схожий взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, богатство переживаний и состояний, объединяющих человека с природой.

Ребятам выпала возможность понаблюдать, как об одном и том же явлении природы поэт, композитор и художник «говорят» по-своему, как в обыденном и неприметном кроется прекрасное.

В результате мероприятия молодое поколение познакомилось с прекрасными стихами И.А. Бунина, послушало чарующую музыку П.И. Чайковского, задумалось над вдохновенными пейзажами И.И. Левитана. И отметило, что поэт очень умело мог подобрать красивые сравнения к любому времени года, и, читая его стихотворения, можно представить и тихий лес, и быструю речушку, и яркие цветы, и травы. Появляется окружающая нас действительность, которую чувствуешь, видишь во всех красках.

Вера Шабанова, Тюхтет

 

Край берёзовый, край Есенина…

 

В этом году, 3 октября, исполнилось 125 лет со дня рождения Сергея Есенина, одного из наиболее крупных и самобытных поэтов 20 века, оставившего глубокий след в русской литературе. Этой дате в Центральной детской библиотеке была посвящена литературно – музыкальная композиция «Край берёзовый, край Есенина…»

Родина, Россия, Русь – художественный нерв всего творчества Сергея Есенина. Поэт Руси взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу её.

В ходе мероприятия ребята познакомились с биографией и творчеством поэта. Звучали его стихи, а также стихи о нем других поэтов. Конечно же, не обошлось без романсов на стихи Есенина, исполнение которых сопровождалось слайдами электронной презентации. Огромную благодарность выражаем юному волонтеру Юлии Овчинниковой, которая оказала помощь в проведении мероприятия, выступив ведущей.

Сегодня есенинские строки: «Как прекрасна земля и на ней человек» звучат с новой силой. Идут годы, сменяются поколения, но остается вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его кризисами, голос поэта призывает к человечности, благоразумию и любви.

Татьяна Дурандина, Тюхтет

 

 

Я душу выплесну в слова…

 

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Сергей Есенин

Сергей Есенин – известный русский поэт, лирик, яркий представитель крестьянской поэзии. Сам Сергей считал себя рязанским парнем, последним лириком, воспевающим деревню. Он очень любил свою родину, и эта любовь сквозит практически в каждой строчке его стихов и поэм.

Его поэзию знают и любят во всем мире. Он один из величайших поэтов, подаренных нам Серебряным веком.

Сергей Есенин прожил короткую, но ослепительную яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет.

Осеннее заседание Клуб любителей чтения «КЛЮЧ» посвятил Сергею Есенину. На поэтической скамейке "У портрета Сергея Есенина" участники объединения познакомились с биографией и творчеством величайшего поэта, отгадали кроссворд и прочли знакомые и незнакомые стихи автора.

«Узнала много нового и интересного из биографии любимого поэта. Ещё мы читали стихи. «Поэтическая скамейка» - лучшее мероприятие» - Л.В. Григорьева, «…И ведь о некоторых фактах из жизни и творчества поэта С. Есенина я узнала впервые. И некоторыми моментами из его биографии была удивлена». - Л. Б. Бабаева.

Творческая биография Сергея Есенина началась еще во времена обучения в учительской школе. Произведения тех лет были более духовными, без лирических ноток. Среди самых заметных стихов того периода можно отметить «Моя жизнь», «Звезды». Когда Сергей переехал в Москву, то тяга к сочинительству переросла в настоящее творчество и в его произведениях начали прослеживаться приемы образности. Он мастерски использовал метафоры, слова в прямом или переносном смысле. Стих под названием «Берёза» стал первым из всего творчества Есенина тех лет, который он смог напечатать. В 1914-м это произведение молодого поэта появилось на страницах журнала «Мирок». Автор не решился поставить под ним свою настоящую фамилию, подписался псевдонимом Аристон.

В 1915-м поэт написал свою знаменитую «Черемуху», и всем, кто читал этот стих, казалось, что это вовсе и не дерево, а живой человек, который хочет рассказать о своих чувствах.

В 1916-м вышел первый сборник стихов Есенина, получивший название «Радуница».

С каждым годом меняется стиль написания стихов, они становятся все более популярными, и получают высокую оценку Городецкого и Блока.

Его стихотворениями зачитывалась сама императрица Александра Федоровна. Она приглашала Сергея в Царское Село, где просила прочесть свои сочинения перед членами царской семьи.

Сергей Есенин принял Октябрьскую революцию, которая в корне изменила направление его творчества. Это было время воодушевления, своеобразного второго дыхания, на волне которого вышла новая поэма Есенина – «Преображение».

27 декабря 1925 года Есенин написал свое последнее, прощальное стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», и на следующий день его не стало. Сергей Есенин повесился в своем гостиничном номере 28 декабря 1925 года, где его обнаружил Устинов со своей женой.

Вера Шабанова, Тюхтет

 

Молодежь сегодня редко усадишь за чтение книг, им подавай интернет, смартфоны и другие развлечения современной науки и техники. Но на Неделе молодежной периодики в библиотеках нет недостатка в читателях. В 2020 году 9 библиотек системы пригласили молодежь на Неделю периодики, где для читателей было проведено 39 мероприятий, на которых присутствовало 328 человек. В результате проведения мероприятий выдано 496 изданий. В библиотеки записалось 20 новых читателей. Было оформлено 11 книжных выставок, на которых было представлено 360 изданий. Посмотрели выставки 243 человека, книговыдача составила 483 экз.

 

Пресса на все интересы

 

Роль периодических изданий в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени. В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодика играет неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, она отражает многие современные проблемы молодежи и тем самым способствует ее социализации.

Молодежная периодика часто написана простым языком с применением безобидного молодежного сленга. Цветные, вызывающие к дискуссиям журналы раскрывают множество проблем и интересов подростков и молодежи. Современная музыка и музыкальные течения, кино и интернет, молодежная мода и оригинальный стиль, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стихи и проза молодежных авторов, многочисленные интервью с кумирами, статьи о спортивном образе жизни и здоровом питании – все это благодатная основа для взросления сегодняшних тинэйджеров.

В Межпоселенческой центральной библиотеке прошла Неделя молодежной периодики «Открываем богатство журнального царства», в её рамках была оформлена книжная выставка «Мир молодёжи: интересно о разном». На которой были представлены наиболее интересные журналы для молодежи. В течение недели посетители могли познакомиться с содержанием выставки и почитать заинтересовавший их журнал.

Открывал неделю ай-стоппер «Журнальный коктейль». Ай-стоппер призван обратить внимание, приковать взгляд, вызвать интерес читателя. Взгляд нашей молодежи обращался к поделкам из бумажной лозы, заинтересовавшись ими они хотели научиться такому мастерству, и мы с радостью предлагали им журналы с подобной темой. Различные схемы и инструкции, пошаговые указания и многое другое нашли ребята в нашей периодике. Ай-стоппер сработал и привлек к себе внимание!

Неделю молодежной периодики мы продолжили часом информации «Молодёжная лавка». Цель мероприятия - знакомство учащихся с периодическими изданиями их возрастной категории. Ребята узнали об особенностях газет и журналов, об их отличиях. Так же зачитали интересные моменты из жизни подростков, интересные факты из жизни звезд, новости из мира музыки, науки, искусства и литературы.

Третий день молодежной периодики - это день прессы «Читай, листай - мир узнавай!». Ребята внимательно знакомились с историей и разделами журналов, которые выписывает библиотека. Сделать мероприятие интересным помогли стихи, загадки, кроссворды и различные тесты из предложенных журналов. День прессы прошел в дружеской и веселой обстановке и получился весьма полезным и познавательным.

Неделю мы продолжили пресс-часом «Королевство красоты». На тему красоты и того, что с ней связано, говорят всегда и много. Кто-то ее осуждает, а кто-то перед ней преклоняется. Идеалы женской красоты постоянно меняются и то, что считалось эталоном 500, 100 и даже 30 лет тому назад - сейчас будет казаться уродством. На протяжении всех времён женщины постоянно меняли свою внешность и часто кидались в крайности от чрезмерной полноты до болезненной худобы, чтобы соответствовать идеалу, присущему тому или иному периоду времени. Стандарты красоты будут меняться бесконечно, такова уж человеческая природа, и на какую фигуру будет «мода» в следующем десятилетии можно только догадываться. На мероприятии ребята узнали на что приходилось идти женщинам прошлого, чтобы хорошо выглядеть. Также участники ознакомились с яркой, красочной периодикой, наполненной светскими событиями, новостями с мировых подиумов моды, интересными историями и полезными советами на все случаи жизни.

В завершение недели молодежной периодики мы провели блиц-опрос «Мой любимый журнал». Конечно, в эпоху компьютеров и смартфонов, а также возможности читать любую литературу с помощью электронных устройств, интерес к бумажным газетам и журналам значительно снизился, но, тем не менее, некоторый спрос на данную продукцию конечно же есть. Мы предложили ребятам пройти небольшой опрос, чтобы узнать на сколько востребованы среди них периодические издания. Результат нас приятно порадовал - ребята с легкостью угадывали журналы и газеты по их описанию, легко ориентировались в разделах и без малейших трудностей, по названию периодики, описывали, о чем печатает то или иное издание.  

Несомненно, подростки и молодежь нуждаются в печатных изданиях, с помощью которых они могут самореализоваться, научиться добру и познать все хорошие аспекты жизни. Выбери свое издание! Будь в курсе интересных событий, читай о своих кумирах и звездах, следи за новостями в мире науки, искусства, литературы.

Вера Овчинникова, Тюхтет

 

Открываем богатства журнального царства

 

В Новомитропольской поселенческой библиотеке прошла Неделя молодежной периодики «Открываем богатства журнального царства». Для читателей была организована выставка периодических изданий «Журнальный пресс – экспресс», на которой были  представлены интересные журналы для детей и молодежи. Обзор молодёжной прессы «По страницам периодики» познакомил читателей с журналами: «Эрудит», «Лукошко идей», «Ромео и Джульетта», «Мне 15», «Классная девчонка», «Домашний любимец», «Непоседа» и другие. А также читатели получили краткую информацию о том, какие познавательные и развлекательные материалы содержат эти издания.

Сейчас уже трудно представить себе те времена, когда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни интернета. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. Если надо было сообщить что-то важное, правительство рассылало по городам и весям гонцов с царскими указами и распоряжениями. Но они доходили не до всех граждан. В большинстве случаев новости разносили странники, которые узнавали о том, что где произошло от таких же, как и они сами, странствующих людей. Сейчас в мире издается большое количество журналов и газет. Современные газеты и журналы выходят ещё и в электронном виде, как на дисках, так и на страницах интернета. Друг от друга журналы отличаются не только названиями, но и назначением. Бывают литературно – художественные журналы, где печатаются рассказы, стихи, повести известных писателей и поэтов. Есть научно – популярные, познавательные. Среди них выделяются специальные журналы. Там все статьи подчинены общей теме. Например, природе или технике, изобретательству.

На пресс - туре по журналам о животных «Зоологический вернисаж» мы остановились на журналах «Мой зоомир», «Домашний любимец». На часе информации «Увлекательная пресса для вашего интереса» читатели узнали, почему издания называются периодическими, откуда к нам пришло слово «пресса», чем журнал отличается от газеты, какие бывают виды периодики. Пресс – круиз «Планета Периодика» представил просмотр презентаций. В течение недели читатели смогли познакомиться с содержанием выставки и взять заинтересовавшие их журналы.

Неделя периодики расширила границы кругозора читателей и помогла им в подготовке докладов, сообщений.

Читайте газеты и журналы, чтобы быть в курсе всех важных событий в своём районе, в селе, в своей стране и во всем мире!

Нина Егорова, Новомитрополька

 

Любимые журнальчики

 

В Красинской поселенческой библиотеке  № 2 прошла Неделя молодежной периодики. Были оформлены книжные выставки «На журнальной орбите», «Путешествие в Журнальск». Большинство молодёжных журналов и газет имеют просветительное значение, они призваны расширить кругозор, формировать художественный вкус и культуру чтения. Главное свойство периодики – оперативность, новизна, своевременность получения информации. Газетно – журнальный материал способствует выработке навыка скорочтения, ориентировки в тексте, умения выбирать главное. Читая молодёжную периодику, ты хочешь изменить собственную жизнь, сделать ее интереснее, твое увлечение – здоровый образ жизни, твое кредо – покорение высоких вершин совершенства? В журналах много интересных фактов, к которым тебя прямо тянет. Актуальные новости, истории успеха, обзор самых интересных и необычных мест, интервью с кумирами молодежи, рецензии на самые яркие события, последние новинки в мире компьютеров. Это не просто журналы - это новый стиль жизни, обеспечивающий тебе так желаемый драйв!

Что ожидает увидеть читатель, открывая молодёжный журнал? Конечно же, публикации о новых тенденциях в моде и музыке, информацию о различных популярных людях, о путешествиях по странам. Ведь молодёжные журналы – специализированные периодические издания, рассчитанные на молодое поколение, значит, и журналы должны идти в ногу со временем.

В библиотеке прошли обзоры журналов «Молодёжная пресса на все интересы» и  «Зарубежные молодёжные журналы», которые познакомили с подборками периодической печати для молодёжи нашей библиотеки. Здесь есть журналы на любой вкус: о здоровье и спорте, об автомобилях и путешествиях, о науке и фантастике, о нанотехнологиях и конструировании и т.д. В 2003 гoдy былa выпущена подpостковая версия журнала Vogue, предназначенная для читательской аудитории, которую составляли подростки. Внешне журнал очень поxож на именитое издание, но отличает его молодёжный тематический контент. В частности, на страницах журнала обсуждаются темы, актуальные для подростков. Ежегодно реализуется более миллиона экземпляров. Кстати, его главным редактором, как и редактором журнала Vogue, является Эмми Астли. 

Молодёжные журналы направлены, прежде всего, на оказание помощи в социальной ориентации подростков и публикуют для них актуальную информацию.

Также прошли часы информации «Журнальный хоровод», «Открываем богатства журнального царства». Все журналы, посвященные стилю жизни, имеют приблизительно один тот же набор рубрик: звёзды, психология, советы, любовь, красота, мода. Отличаются  по названию, они в целом сводятся к трём темам: новости из мира шоу – бизнеса, отношения с окружающими людьми и внешний вид. Во всех молодёжных глянцевых журналах предпочтение отдается представителям западной индустрии кино и музыки.

Приглашаем всех познакомиться с самыми разнообразными периодическими изданиями.

За неделю библиотеку посетили 50 человек, книговыдача составила 178 экземпляров.    

Юлия Сакова, Красинка

 

Ты журнальчик почитай - много нового узнай

 

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы. Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации.

В Динской библиотеке для детей и молодежи прошла «Неделя молодежной периодики». В ее рамках для читателей была организована выставка «Выбери свой журнал», на которой были представлены наиболее интересные журналы для детей и молодежи. В течение недели  можно  было выбрать издание на любой вкус из того, что выписывается  нашей библиотекой. Среди них находились те, что пригодятся  в учебе и те, что дарят новые идеи для хобби. Библиотекарь рассказала о журналах, на которых выросло не одно поколение: «Вокруг света», «Юный техник» и других. Для всех любителей искусства были  интересны журналы «» и «Юный художник», на страницах которых можно найти статьи об известных людях, художниках, скульпторах, архитектуре и музеях мира. 

Желающим получить полезную информацию о животных  поможет журнал «Домашний любимец». Для мастеров и мастериц, находящихся в постоянном поиске творческих идей, подойдут журналы «Мальчишки и девчонки», «Делаем сами». Для юных механиков был актуален журнал «Мир техники», а юные девушки найдут много интересного в журналах «Веста» и «Мне 15». Особый интерес вызвали журналы с длительным сроком издания: «За рулем», «Юный натуралист». Многих удивил тот факт, что детский журнал «Мурзилка» издается с 16 мая 1924 года, а в 2011 году журнал был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как издание для детей с самым длительным сроком существования.     

Всем посетителям выставки предлагалась памятка «Как читать газету и журнал».

К Неделе молодежной периодики библиотекарь подготовила виртуальную подборку, а затем и провела обзор новых периодических изданий на самые разные темы. Это были новые занимательные издания для подростков! "Вокруг света", "Marie Claire" (Мари Клер), "ROCKCOR", "Наша молодежь", «Домашний очаг», «Авто Мир» и другие.

На уроке информационной грамотности «Периодика для детей» библиотекарь познакомила ребят с такими понятиями как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», показала как нужно работать с газетами и журналами. В заключение провели игру с заданиями от героев журналов: решали кроссворды, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины.

Также за неделю были проведены: блиц-опрос «Мой любимый журнал», круглый стол «Пресса нашего края», конкурс «Журнальный коктейль», пресс-марафон, пресс-мозаика. Мероприятия сопровождались просмотром презентаций.

В заключение хочется сказать, что, проводя работу с периодическими изданиями, мы, библиотекари, оказываем помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, и  приток читателей в библиотеку.

Валентина Шабунина, Двинка

 

Молодёжная лавка

 

В рамках Недели молодежной периодики в Васильевской библиотеке была представлена пресс – выставка «Выбери свой журнал» новых и наиболее интересных периодических изданий для молодёжи. 22 октября в зале библиотеки состоялся час информации «Молодёжная лавка». На мероприятии присутствовали учащиеся 8-9 классов. Цель мероприятия - знакомство учащихся с периодическими изданиями их возрастной категории.

Библиотекарем были зачитаны интересные моменты из жизни подростков, приведены различные факты из газет и журналов. В конце мероприятия для учащихся был представлен видеоролик о создании периодической печати.

Молодежные журналы рассчитаны именно на юношескую аудиторию и часто написаны простым языком с применением безобидного молодежного сленга. Эти цветные, вызывающие к дискуссиям журналы раскрывают множество проблем и интересов подростков и молодежи. Современная музыка и музыкальные течения, кино и интернет, молодежная мода и оригинальный стиль, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стихи и проза молодежных авторов, многочисленные интервью с кумирами, статьи о спортивном образе жизни и здоровом питании.

Для самых юных гостей библиотеки работала специальная выставка «Все в журналах интересно!», на которой были представлены детские журналы различной направленности.

Несомненно, подростки и молодежь нуждаются в печатных изданиях, с помощью которых они могут самореализоваться, научиться добру и познать все хорошие аспекты жизни.

Екатерина Лученок, Васильевка

 

Калейдоскоп для молодёжи

 

Вот и завершилась Неделя молодёжной периодики. С присутствующими в первый день был проведён час информации «Почитай-ка», всем была представлена книжная выставка «Молодёжный калейдоскоп». Здесь они могли выбрать понравившийся журнал и взять его почитать. Тут были представлены журналы: «Маруся», «Классная девчонка», «Дарья», «Веста», «За рулём», «Охота» и другие.

На следующий день была проведена беседа «Пёстрый мир периодики». Кто не знал, тот узнал, что это газеты и журналы, которые присутствуют в библиотеке, а также и то, что можно выписать по почте. Следующий день мы посвятили именно журналам для молодёжи. Провели с присутствующими обзор самых читаемых журналов среди молодёжи. Присутствующие высказали свою точку зрения: почему для них хорош тот или иной журнал, рассказали, почему именно этот журнал они выбирают для чтения. Затем прошёл час информации «Газета «Голос Тюхтета». Ведь в 2020 году газета отметила свой очередной юбилей - 85 лет со дня существования. Ведь именно из газет мы узнаём о принятии новых законов, об их изменениях. Также много информации о жизни района, о спортивных достижениях, и кое-что о творчестве тюхтетских поэтов.

Присутствующие высказали свою точку зрения о том, чем для них полезна газета «Голос Тюхтета».

Всего за эту неделю посетило мероприятия 22 человека. Самыми активными были Смирнов Евгений, Смирнов Михаил и Крицкая Дарья.

Наталья Смирнова, Чиндат

 

 

Друг, торопись, не томись, не скучай!

Встречу с журналом себе назначай!

 

В рамках Недели молодежной периодики с 21 по 25 октября в Зареченской поселенческой библиотеке была представлена пресс – выставка «Выбери свой журнал» новых и наиболее интересных периодических изданий для молодёжи.

Прошел квест «Журналистское расследование», в котором юные читатели познакомились с деятельностью средств массовой информации и смогли проявить свои таланты и способности. Во время Недели периодики прозвучало много веселых загадок про газеты и журналы. Например:

Всю ночь печатает станок,

Ей появиться точно в срок

В киоске нужно на рассвете

Периодической ...

 

Кто слово быстро назовёт -

Собрание газет за гОд?

 целью проверить насколько хорошо ребята знают свои любимые журналы, в библиотеке прошёл журнальный нон – стоп «Молодежь и журнал - даешь встречное движение», где им нужно было по описанию, которое зачитывала библиотекарь, отгадать о каком именно журнале или газете идёт речь.

Очень впечатлил ребят просмотр видеоролика «Газеты делают так!!!». Они узнали, какой на самом деле сложный процесс - создание периодических изданий.

Для более близкого знакомства с журналами прошёл час творчества «Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы». С этой целью были выбраны списанные журналы, при работе с которыми ребята проявили свои умственные и творческие фантазии.

Елена Агафонова, Зареченка

 

Это мой журнал!

 

С 21 по 26 октября в Верх-Четской библиотеке прошла «Неделя молодежной периодики». В ее рамках для читателей была организована выставка «Это мой журнал», на которой были представлены наиболее интересные  журналы для детей и молодежи.

Во время обзора выставки читатели познакомились с журналами: «Умняша», «МегаМозг», «Ромео и Джульетта», «Непоседа» и другие. А также получили краткую информацию о том, какие познавательные и развлекательные материалы содержат эти издания.

Читателям было презентовано два журнала: «Читайка» и «Yes». Журнал «Читайка» интересен тем, что идёт с приложением для родителей, рекомендациями. В нём не только рассказы, сказки, но и песенки, кроссворды, уделяется внимание словарному запасу детей.

«Yes!» – этот журнал следит за трендами мировой моды и красоты. Он рассчитан на уверенных в себе, модных и независимых читательниц. В нем очень много актуальных тем для девушек. Журнал разговаривает на одном языке с читателем, понятен и прост. Очень интересно оформление. В журнале пишут об историях из жизни, их очень много и большинство актуальны и интересны.

Беседа «По секрету всему свету» была построена по статьям из журналов на тему «Взаимоотношения среди сверстников». Что-то зачитывала библиотекарь, что-то сами читатели. Читали, обсуждали, приходили к одному выводу.

Особенно детские журналы дают почву для творчества. Так, на часе творчества «Мастерим, читая», собравшиеся читатели выполнили поделки своими руками.

Хочется верить, что неделя для читателей прошла с пользой.

 Светлана Наумова, Верх-Четск

 

Газетно-журнальное ассорти

 

В Соловьевской поселенческой библиотеке была проведена Неделя молодежной периодики «Газетно-журнальное ассорти». С 22 по 25 октября библиотека встречала любителей прессы на подготовленных для них мероприятиях, чтобы познакомить с разными газетами и журналами, имеющимися в библиотеке, а также познакомить с их историей.

Первый день «Верные друзья - газеты и журналы» познакомил посетителей с выставкой журналов «Журнальное ассорти», на которой было представлено 15 экземпляров журналов разной направленности. А еще - с историей прессы, дал ответы на вопросы, что такое периодика, СМИ, чем отличается газета от журнала, чем отличается книга от журнала, кто такие журналисты, редакторы, редколлегия, редакционный совет, и т.д. и какую роль это все играет, когда соберется воедино.

Второй день «Что нужно знать о периодических изданиях» познакомил посетителей с памяткой «Как читать газету и журнал», а также с картотекой газетно-журнальных статей. Что это такое, как заполняются, принцип расстановки, для чего нужны и как пользоваться. Затем были заданы вопросы для закрепления.

В завершающий день Недели молодежной периодики «Пресса на все интересы» посетителям предстояло рассказать об одном журнале или газете по представленному плану: название журнала или газеты, какова тема, с какого года издается, перечислить рубрики и охарактеризовать их, познакомить с выходными данными, и рассказать о наиболее понравившихся статьях.

Затем провели пресс-марафон - по алфавиту участники называют журнал или газету (повторяться нельзя), за кем останется последнее слово, тот получает в презент конфету, и тогда играющие переходят к следующей букве.

В завершение библиотекарь попросила каждого написать журналы и газеты, которые они хотели бы, чтобы были в библиотеке.

Екатерина Романова, Соловьевка

 

 

Секреты народного ремесла

 

Издавна весь быт русского человека был пронизан любовью к прекрасному. И хотя время меняет наши представления о красоте, мы с гордостью сегодня восхищаемся искусством народных мастеров, умеющих выявить природные свойства материала, его красоту «Народное декоративно – прикладное творчество» - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Народные мастера в своём творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, лён, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Полюбить ремёсла можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы.

Современная цивилизация приглаживает и устраняет образ жизни и облик городов и горожан, следует единой мировой моде. И в Европе, и в Австралии люди пользуются одинаковыми вещами, изготовленными по похожим технологиям – сошедшими с конвейера. Предметы быта, сделанные от начала до конца вручную одним мастером согласно традициям предков, перешли в разряд сувениров. Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки – всё делалось с любовью. Мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появились народные умельцы, зарождались промыслы.

Максим Горький писал, что человек по своей натуре художник, он повсюду, так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту.

Раньше в деревнях плетение корзин, коробов, различных изделий было занятием распространенным. Занимались этим в основном долгими зимними вечерами. Материалом для плетения служила лоза. Можно подумать, что увлечение это кануло в Лету и занимаются им единицы, но это не так. Сейчас можно встретить мастериц, делающих красивые декоративные плетеные изделия из газет. Плетение – это современный вид рукоделия, уходящий своими корнями в глубокое прошлое. Издавна в племенах Азии и Европы, на землях Австралии и Америки, в шатрах бедуинов и юртах кочевников мужчины и женщины занимались этим ремеслом. С помощью коры, прутьев и соломы они создавали корзины и короба, мебель и посуду, люльки и игрушки для детей. Знаменитые русские лапти знакомы каждому школьнику по картинам великих художников, по стихам и книгам, урокам истории. Традиционное когда-то ремесло было практически забыто, но сумело трансформироваться, снова приобрести популярность в новом направлении рукоделия – бумажной лозе. Плетение из газетных трубочек – это увлекательный процесс создания красивых и практичных изделий, которые не только пригодятся в быту, но и окажутся прекрасным подарком. Поделки из газетных трубочек получаются настолько красивыми, что это рукоделие всё более популярно среди людей всех возрастов.

Одна из таких мастериц - Людмила Шулятьева, порадовала нас своим мастер-классом и очень заинтересовала своим хобби. Все увлеченно слушали рассказ как Людмила начала заниматься этим делом, что сподвигнуло её и какие трудности и радости приносит ей это увлекательное занятие. Наши читатели осваивали технику плетения, пошагово для начинающих, внимательно следуя инструкциям Людмилы учились крутить газетные трубочки. После чего они перешли к самому интересному, плетению. У многих получалось с первого раза, некоторым понадобилось время, но безусловно заинтересовались абсолютно все. Некоторые, вдохновившись опытом плетения, сразу начали фантазировать как украсят свои дом огромной плетёной вазой или необычной шкатулкой. Наш мастер-класс не прошел даром, и мы очень надеемся, что это была не последняя встреча с нашей мастерицей, ведь её хобби и потрясающие поделки не оставят равнодушным никого. 

Вера Овчинникова, Тюхтет

 

21 октября Красноярская краевая детская библиотека в рамках Года памяти и славы провела Краевые чтения «Читаем. Знаем. Помним». Цель акции – развитие у детей интереса к отечественной истории и воспитание у них чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне; популяризация произведений о войне. 7 библиотек Тюхтетской МБС присоединились к акции. В библиотеках Тюхтетского района читали вслух книги взрослые – детям. 61 ребенок услышал в этот день несколько хороших произведений о Великой Отечественной войне.

 

Читаем. Знаем. Помним

 

Красноярская краевая детская библиотека в рамках Года памяти и славы 21 октября объявила краевые чтения «Читаем. Знаем. Помним». Особенностью этого дня чтения вслух явилось то, что в роли чтецов должны были выступить только взрослые люди. Центральная детская библиотека присоединилась к этой акции, для чтения была выбрана книга Станислава Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война…»

Прежде чем читать произведение, ребята познакомились с биографией автора. Станислав Михайлович родился в Запорожье в 1938 году, более 40 лет прожил в Магаданской области, на Чукотке и Камчатке, умер под Санкт-Петербургом в 2015 году. По профессии он был агрономом и педагогом-химиком, а по призванию - охотником и путешественником, поэтому большинство его книг - о тайге, Крайнем Севере, диких животных, с ними он был знаком не понаслышке. Сборник, который мы выбрали для прочтения, в некотором смысле уникален, так как действие в нём происходит совсем в других местах, в другие времена, и в центре внимания здесь, прежде всего, люди. Станислав Олефир относится к поколению "младших детей войны", но при всей серьёзности этого поколения, оно сохранило о страшных годах не одни лишь пугающие воспоминания: остались в их памяти и эпизоды поразительно светлые, иногда даже смешные.

В коллекции зарисовок под общим названием "Когда я был маленьким, у нас была война…" как будто сплелись воедино все приметы эпохи. Коллективизация и немецкое наступление, освобождение села и послевоенный голод, "враги народа" и пленные - всё это в книге есть, и всего этого здесь нет. Об определяющих исторических событиях Станислав Олефир рассказывает в кратких очерках с помощью историй простых людей, избегая громких слов и обобщений. А поскольку жизнь в селе, где происходит действие, немыслима без животных, они становятся героями чуть ли не половины рассказов: друзья-собаки, безголосые куры и славный поросёнок Шерстюк, ловко обегающий мины в поисках картошки, оказываются не менее интересны, чем люди.

Читала эти небольшие рассказы библиотекарь, а дети внимательно слушали, задавали вопросы в тех местах, где им было что-то непонятно. В книге жизнь оккупированного немцами украинского села показана глазами мальчишки 4-7 лет, для которого одинаково значимы любые события. Неожиданно подаренный немецким солдатом коробок спичек или пробивающая копытами дырки в крыше землянки коза - образы, в равной мере трогающие детскую душу. Война обнажает всё самое важное и скрывает сиюминутное, наносное, - проза Станислава Олефира даёт это прочувствовать в полной мере.

Такие книги-воспоминания очень ценны. И страшно, и больно читать о том, как дети бегали по заминированным полям, выменивали сигареты на хлеб, искали в полях замерзшую картошку, а в зимнее время валенки были большой редкостью для семьи. Но дружба тогда была самая крепкая, отчаянная, ведь ребята вместе боролись со смертью, царящей кругом, по-детски отчаянно, но зато вместе! Книга о том, о чем мы не имеем права забыть. О том, что мы обязаны помнить, хранить воспоминания и передавать своим детям из поколения в поколение.

Татьяна Дурандина, Тюхтет

 

Великая Отечественная война - это героическая страница истории нашей Родины

 

Новомитропольская поселенческая библиотека, в рамках краевых чтений «Читаем. Знаем. Помним», провела урок – размышление по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №…». В мероприятии приняли участие учащиеся начальных классов Новомитропольской средней школы. Перед присутствующими выступила библиотекарь, она рассказала о цели такого мероприятия, что 75 лет назад свершилась Победа в Великой Отечественной войне. Почему мы через столько лет вновь и вновь обращаемся к этим страницам истории, почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Надо каждому из нас почувствовать на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутить ответственность перед памятью людей. Далее она кратко рассказала о главных героях рассказа Бориса Васильева «Экспонат №…», затем выступила в роли чтеца.

Мужество и печаль пронизывают повествование о том, как одна из обычных московских "коммуналок" провожает на фронт своих сыновей. В этом рассказе показаны печали, и радости жизни матери. То, как она жила и помнила. Главные герои - это Анна Федотовна и ее воспоминания о сыне. Игорь ушел на войну совсем мальчишкой, который не успел и пожить толком. На войне он успел отправить маме письмо, которое было таким ребячьим, но одновременно серьезным и проникновенным. Мы читали о матери погибшего солдата, жизнь которой остановилась на двух письмах - письме от её сына и от сержанта с известием о гибели сына. Единственные письма - это то, что осталось от фронтового времени своего Игорька. Всю оставшуюся жизнь она живет с чужими людьми, которые ее любят, уважают, о ней заботятся. Но на протяжении всех сорока лет после гибели сына сердце матери так и не находит покоя.

Как раз в канун праздника Дня Победы явились к Анне Федотовне гости - "две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик". Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма. Новое поколение не знает войны. Для него истрёпанное письмо - музейный экспонат, а для матери - единственный смысл жизни. И вот пионеры пришли и стали даже не просить, а требовать письма для школьного музея. Они искренне считали, что больше эти письма никому не нужны, ведь старушке осталось жить не долго. А они должны отчитаться, выполнить пионерское поручение. Анна Федотовна ослепла со временем, и школьники после ее отказа отдать письма просто украли их из шкатулки. Анна Федотовна умерла, потеряв последнюю память от сына. А письма в музее не выложили: экспонатов набралось слишком много, и их просто убрали в ящик.

Рассказ учит тому, какие последствия могут быть от бездумных поступков. Рассказ Васильева "Экспонат №…" - это история не только о войне и мире, но и добре и жестокости, о памяти и забвении. Автор напомнил своим рассказом о человечности, умении понимать других людей, которое дано, к сожалению, не всем людям.

После прочтения было обсуждение, учащиеся отвечали на вопросы:

Зачем Анна Федотовна каждый вечер перечитывала единственное письмо погибшего сына? Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью? Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое? Как бы вы поступили на месте этих ребят?

Рассказ Бориса Васильева "Экспонат № …" не оставил учащихся  равнодушными. Чужая память должна стать нашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире, никакой жестокий и подлый поступок не может быть оправдан благими устремлениями. Автор призывает нас быть чуткими и неравнодушными людьми, с почтением относиться к пожилым людям и к тому, что имеет для них особенную ценность. Память о войне - это и наша память тоже, поскольку она не дает заснуть нашей совести, и она заставляет нас жить по законам человечности.

Великая Отечественная война - это героическая страница истории нашей Родины, и вы, ребята, должны ее знать, помнить и гордиться ею.

Нина Егорова, Новомитрополька

 

Знаем, помним и храним

 

В Красинской поселенческой библиотеке прошла акция «Читаем, знаем, помним», была оформлена выставка «Что помним и храним». На акции ребятам был представлен библиографический список «Победы боль, Победы слава!», посвященный 75-летию Великой Победе, в нем представлено 10 книг о войне для детей. Библиотекарь прочитала небольшой рассказ Константина Паустовского «Похождения жука-носорога», который предназначен для детей младшего школьного возраста. Но если кто-то ожидает повествования о природе, он глубоко ошибается, потому что этот рассказ – о войне.

Как рассказать маленьким детям о Великой Отечественной войне, чтобы им было понятно: любая война – это не только готовность защитить родную землю, но и большое несчастье, это разлука с близкими, трудности и опасности, которые ожидают солдата на фронте, это возможность погибнуть или быть раненым. Оказывается, можно объяснить подобные сложные вещи в форме сказки, где правда соседствует с вымыслом, а авторская фантазия – с реальными деталями фронтовых будней. Деревенский мальчишка Стёпа провожал отца на войну. Что подарить ему перед разлукой, если в доме ничего особенного не сыщешь? И Стёпа подарил папе своего любимого жука-носорога, которого держал в спичечном коробке и постоянно с ним играл. При этом сказал: «Ты его не теряй, сбереги». То есть подарил он отцу самое дорогое и заветное, что было у него на тот момент. А больше ничего, похоже, и не было: бедно жили. Хоть отец и усмехнулся, но подарок явно ему понравился: ведь это будет ежедневная живая память о любимом сыночке среди неласковых фронтовых будней.

Финал рассказа очень поэтичен и светел. В нём автор воспевает «тихую нашу землю», семейное счастье и радость жизни, мир и покой, пришедший на смену страшным военным испытаниям. А рассказ о жуке получает очень интересное и необыкновенное, прямо-таки волшебное завершение. И как говорит бывалый солдат Пётр: «От сказки не только ребятам, а даже бойцам одно удовольствие». Лишь бы солдатам хотелось рассказывать подобные сказки своим сыновьям и дочерям уже после войны.

После ребятам были заданы вопросы:

- Как звали мальчика? (Стёпа Терентьев)

- Где он жил? (В деревне)

- Куда отправлялся отец Пётр Терентьев? (На войну 1941 г.)

- Какой подарок сделал сын отцу? (Жука-носорога)

- Какие условия нужно создать жуку, чтобы он не умер? (Оконце для воздуха, травинки)

- Нравилось ли жуку в коробке? (Он стучал, сердился, высовывал лапку, жужжал, жундел)

- Почему жуку понравилось в сумке от противогаза? (Пахло чёрным хлебом, резиной и шинелью)

- Чем кормил его отец? (Свежими колосками)

Всем ребятам понравился рассказ, с удовольствием вели обсуждения и отвечали на вопросы.

Юлия Сакова, Красинка

 

 

Он упал на траву…

 

2020 год объявлен Годом памяти и славы, было подготовлено и проведено немало мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., к которым относятся и краевые чтения «Читаем. Знаем. Помним», целью которых является развитие у детей интереса отечественной истории и воспитание у них чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, стимулирование интереса детей к истории своей семьи, формирование ощущения вовлеченности в историю своей страны, популяризация лучших произведений о событиях Великой Отечественной войны для детей. Особенность дня чтения вслух – в роли чтецов должны выступить только взрослые.

В Соловьевской поселенческой библиотеке для чтения вслух была выбрана повесть Виктора Драгунского «Он упал на траву…», где в роли чтеца выступила библиотекарь, но, прежде чем начать чтение, слушатели были ознакомлены с краткой биографией писателя.

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Родители были белорусскими эмигрантами. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись в Белоруссию, в Гомель. В 1925 году переехали с матерью и отчимом в Москву. Семья находилась в тяжелом материальном положении, поэтому Драгунскому пришлось рано пойти работать. С 1930 года он начал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. Работал в театре, цирке, снялся в фильме «Русский вопрос» М. Рома. В 1940 году произведения Драгунского впервые появились в печати. В годы Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, выступал с фронтовыми концертными бригадами.

В 1959 году в печати появляются произведения для детей из серии «Денискины рассказы». Они принесли автору большую популярность. Многие из рассказов были экранизированы. В 1961 году вышла военная повесть «Он упал на траву…», в которой рассказывается о первых тяжелых днях и месяцах Великой Отечественной войны, о девятнадцатилетнем юноше Мите Королеве, которого из-за его хромоты не призвали в армию, поэтому он добровольно собрался уйти в ополчение, на защиту Москвы. Вечером он купил еды и ждал Валю, чтобы провести с ней вечер и проститься, не дождавшись ее, он позвонил ей из телефонной будки и узнал, что она не придет. Выйдя из телефонной будки, он не хотя заводит знакомство с девушкой Линой, которая погибает во время начавшейся бомбежки. Парня провожает его товарищ Федька, молодой режиссер театра, в котором он работал. После нескольких часов поездки в грузовике, а затем в вагоне, Митя прибывает на фронт…

После прочтения каждой главы повести проводилось обсуждение прочитанного.

Прочитанное из повести понравилось слушателям. Так как повесть длинная, было прочитано несколько глав. Слушатели были заинтересованы дочитать ее до конца и узнать продолжение, и книга была взята для домашнего прочтения.

Екатерина Романова, Соловьевка

 

Снайперский поединок

 

21 октября Верх-Четская поселенческая библиотека приняла участие в акции «Читаем. Знаем. Помним».

Для прочтения был выбран рассказ Сергея Алексеева «Берлинская знаменитость», который читала библиотекарь для собравшихся ребят младшего школьного возраста.

В начале мероприятия библиотекарь дала небольшую информацию о том, кто такой снайпер и в чём заключается его деятельность, так как выбранный рассказ посвящён Василию Зайцеву.

Из рассказа ребята узнали, как столкнулись в поединке два снайпера, в поединке на выживание. Эти два снайпера Василий Зайцев и немецкий снайпер майор Конингс.

Ребята слушали очень внимательно, тем самым переживая за Василия. Как бы не был опытен немецкий снайпер, всё же Василий Зайцев одержал над ним победу.

В конце прочтения ребята вместе с библиотекарем обсуждали вопрос о том, какими чертами характера был наделён главный герой, и как это помогло ему победить соперника.

Светлана Наумова, Верх-Четск    

 

Читаем. Знаем. Помним

 

Двинская библиотека приняла участие в краевом чтении «Читаем. Знаем. Помним».

Для проведения мероприятия была выбрана «Детская книга войны. Дневники 1941–1945» (аудиоверсия книги). Книга составлена из дневников детей, которым в годы Великой Отечественной войны было от восьми до шестнадцати лет. Эти записи — свидетельства того, что довелось испытать миллионам детей в оккупации и на линии фронта, в блокадном Ленинграде, в гетто и концлагерях. Читали дневники известные люди – артисты, общественные деятели, спортсмены, телеведущие, Герои России и СССР. Ребята внимательно слушали чтение.

После прослушивания библиотекарь провела беседу, во время которой участники высказывали свое отношение к услышанному, делились своими переживаниями, которые они испытывали во время чтения. Мы надеемся, что это мероприятие поможет ребятам осмыслить историю войны, испытать чувство гордости за свою Родину.

Шабунина Валентина, Двинка

 

Нам надо помнить о войне

 

Прошло 75 лет со дня Победы, но время никогда не изгладит из памяти события Великой Отечественной войны и не последнюю роль в этом играют книги. 21 октября Чиндатская п/библиотека приняла участие в акции чтения вслух «Читаем. Знаем. Помним». На акцию были приглашены дети. Выбрано было произведения Елены Коровиной «У Лёки большие щёки». 

И пусть произведение читали в сокращённом виде, дети с большой тревогой ждали, чем закончится рассказ, чтобы узнать судьбу маленького мальчика по имени Лёка. И все таки было грустно и печально, что из всей семьи и соседей Лёки во время войны выжил только Лёка и его отец, а остальные его близкие люди не смогли пережить голод, холод и все трудности этих тяжёлых лет.

Все присутствовавшие дети проявили чувство сострадания к маленькому мальчику.

Наталья Смирнова, Чиндат

 

 

Путешествие в страну невыученных уроков

 

16 октября 2020 года исполнилось 110 лет со дня рождения талантливой детской писательницы Лии Борисовны Гераскиной. Самой популярной книгой Л. Гераскиной с 1971 года и по сей день остается сказочная повесть «В стране невыученных уроков». Ею зачитывались ещё наши бабушки и дедушки. Но, проходят годы, а книжку Гераскиной о лентяе и двоечнике Викторе Перестукине и его коте Кузе, об их приключениях в волшебной стране невыученных уроков по-прежнему читают с большим удовольствием.

23 октября в Центральной детской библиотеке прошел квест «Путешествие в реальном времени в страну невыученных уроков». Мероприятие было приурочено к юбилею писательницы. Ребята познакомились с творчеством Лии Гераскиной, а затем отправились в "Страну невыученных уроков" вместе с главным героем Витей Перестукиным. Разделившись на две команды и получив маршрутные листы, школьники начали свой путь. На станциях грамматика, русский язык, математика, затерянный мир ребята помогли Вите Перестукину исправить все свои двойки. В конце встречи все дружно посмотрели мультфильм.

Екатерина Коротких, Тюхтет

 

Приглашаем в Книжкин дом, вам уютно будет в нем!

 

Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача - научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Для привлечения читателей в библиотеку, систематическому чтению, активизации их познавательной деятельности, формированию самостоятельных умений и навыков, информационных умений являются библиотечные уроки, во время которых закладываются основы библиотечной грамотности.

Новомитропольская поселенческая библиотека провела для читателей цикл мероприятий «Все в библиотеку! Чтение – путь к успеху». Мероприятия прошли совместно со школой и длились два дня. В нашем селе библиотека является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой. Главные задачи библиотечных уроков - сделать так, чтобы у читателей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности, читатели должны иметь представление о новейших компьютерных технологиях поиска информации.

Научить учащихся пользоваться поисковыми системами для поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, электронном каталоге, электронной картотеке статей, энциклопедиях, справочниках. Приучать их к справочной и информационно-энциклопедической литературе и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними, закреплять интересы к узнаванию окружающего мира. Основные характеристики урока в нашей библиотеке – это нестандартность, потенциал духовно-нравственного наполнения, открытость диалога и многообразие творческих проявлений читателей.

Для первоклассников проведен урок – экскурсия «Будем знакомы!», юные читатели знакомились с «Книжным домом», путешествовали по библиотеке. Узнали объяснение понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомились с тематическими полками, книжными выставками. Просмотрели имеющиеся в читальном зале периодические издания для начальных классов: «Маленькие академики», «Непоседа», «Ежик» и др. Узнали основные правила пользования библиотекой.

Второклассникам и третьеклассникам проведён урок - познание «Структура книги». Библиотекарь рассказала им кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация. После библиотекаря учащиеся выступали в роли элементов книги, зачитывая вслух стихотворные строки о построение книги: аннотация, предисловие, послесловие, содержание, словарь. Затем юные читатели  показали, как использовать знания о структуре книги при выборе и чтении книг.

На уроке - путешествии «Похвала книге» с четвероклассниками  было совершено маленькое путешествие в историю книги. Мы с ребятами отправились по разным древним странам, чтобы узнать, где и как выглядела книга в далёком прошлом. Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги. В конце занятия они выполняли задания, разгадывали кроссворд. Это гораздо интереснее было для учащихся, чем просто отвечать на вопросы о том, что нового они узнали.

В пятом классе урок - поиск «В мир каталогов и картотек. Ключи к сокровищам библиотеки» предусматривал обучить самостоятельному поиску информации, показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг. Знакомились с понятием «библиография», ее назначение, с библиографическими указателями и их отличием от систематического каталога. Узнали, как пользоваться указателем при выборе книг.

Для шестого класса был проведен урок - игра «К тайнам мысли и слова». Это был поиск информации в справочных изданиях. Справочная литература, роль и её значение, порядок пользования, подробно познакомились с энциклопедиями и учились пользоваться ими.

Урок-рекомендация «Ориентация в информационном пространстве библиотеки», здесь старшие школьники знакомилось с источниками информации и способами управления ими, методами усвоения информации, и как перерабатывать информацию, как развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, через обучение и развлечение. Учились тому, что, прежде чем приступить к поиску, нужно мысленно сформулировать не только тему, но и цель чтения. Потому что цель направляет поиск и помогает читателю ориентироваться в содержании книг. Была просмотрена презентация «Современные сокровищницы книг: Крупнейшие библиотеки мира».

На библиотечные уроки учащиеся идут с удовольствием. Интерактивные методы придавали библиотечным урокам живой, неформальный характер, расширяли кругозор и активизировали познавательные интересы. Во время проведения библиотечных уроков библиотекарь старалась использовать игровые моменты, вести диалог, видеоматериалы, презентации. Конечно, презентациями сегодня никого не удивить, но они позволяют проиллюстрировать рассказ библиотекаря. Через презентацию, слайд-шоу можно тезисно изложить главную мысль, тогда учащиеся  включают и зрительную память.

Учителя благодарили за мероприятия своими положительными отзывами:

«Ребята всегда с радостью принимают приглашения. Уроки всегда поучительные и увлекательные. Отрадно, что дети моего класса посещают библиотеку и по собственному желанию». - Т.В. Плащенко. 

«К сожалению, интерес к книгам у многих детей отсутствует, но благодаря усилиям библиотекаря, в нашем селе сохраняется трепетное отношение к чтению не только среди взрослого населения, но и у многих ребят». - Липшан А.В.

«Библиотека помогает детям в составлении проектов и их реализации. Учащиеся второго класса составляли проекты «О чём может рассказать библиотека», «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Вместе с библиотекарем ребята определили, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке. Узнали, в какой книге можно найти информацию об истории хранения книг, выяснили как расположены книги на полках, как можно найти нужную книгу. Где можно получить информацию о содержании книги. Какие тематические выставки есть в библиотеке… Большое спасибо». - Л.П. Пилимонкина.

Моя библиотечная практика показывает эффективность таких форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного урока, вызывают в читателе желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку. С помощью этих мероприятий за два дня в библиотеку записалось двадцать семь новых читателей, сделано шестьдесят посещений и восемьдесят семь книговыдач.

Нина Егорова, Новомитрополька

 

Учиться никогда не поздно

 

Учиться никогда не поздно - девиз по жизни для тех, кто пришел на открытие краевого народного университета «Активное долголетие» в Тюхтетском районе.

Прошедший год и первые результаты работы университета показали заинтересованность в данном проекте и высокую степень мотивации к занятиям. Поэтому было решено продолжать это благое дело.

Тюхтетский филиал Красноярского краевого народного университета 8 октября открыл второй учебный год. С приветственным словом и напутствием к «студентам» обратились: Ирина Васильевна Соболева - главный специалист Отдела культуры, спорта и молодёжной политики администрации Тюхтетского района, Ирина Ивановна Стельмах - ректор народного университета «Активное долголетие» и Светлана Михайловна Пихтовникова - председатель Советов ветеранов. Главной изюминкой на открытии стало выступление воспитанников Детской школы искусств. С музыкальными номерами выступили Юрий Подземельный, Павел Бобров и Алина Донда.

Своим будущим слушателям университет предложил два факультета на выбор: «Декоративно – прикладное искусство» и «Основы компьютерной грамотности». Руководители этих факультетов рассказали «студентам» о направлениях деятельности и планах работы в новом учебном году. У будущих «студентов» университета дело осталось за малым – выбрать факультет по душе, и чем быстрее, тем лучше, так как уже совсем скоро начнутся первые занятия. Пожелаем слушателям Университета получить много полезных знаний и обрести новых друзей.

Екатерина Рымарева, Тюхтет

 

Согреем душу теплым словом

 

Международный день пожилых людей - это особый день для старших граждан по всему миру. История возникновения праздника идет из Японии. Отмечать "День престарелых" предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста небольшой деревни. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: "Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт". С 1950 года почин празднования подхватили в других деревнях, и традиция постепенно охватила всю страну. С 1964 года название было изменено на "День пожилых людей". А с 1966 года день стал национальным праздником – Днем почитания пожилых людей. Переименовали праздник из этических соображений.

Далее, День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов - во всем мире. 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днём пожилых людей.

1 июня 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановил поддержать мировую инициативу. Этот день был официально признан Днем пожилых людей и в России.

У этого праздника даже есть свои логотипы. За рубежом он обычно обозначается как земной шар на белом фоне. Колосья пшеницы, словно обнимающие земной шар – это колыбель. История праздника гласит, что это изображение символизирует глобальность и масштабность.

В России логотипом этого праздника является ладонь. Рука всегда была символом доброты, помощи, примирения.

В этот праздник мы присоединились к поздравлениям и пригласили своих читателей «золотого» возраста на праздничное мероприятие. Они активно участвовали в интересных конкурсах, викторинах, вспоминали пословицы и поговорки, узнавали новые для себя исторические моменты появления праздника.

В течение всего мероприятия наши гости слышали в свой адрес искренние пожелания доброго здоровья, долголетия, хорошего настроения. Праздничная атмосфера никого не оставила равнодушным. Все получили массу положительных эмоций, забыв о проблемах и отдохнув душой.

Уделяя внимание старшему поколению, мы подаем пример уважения детям и подросткам. Известно, что каждый человек нуждается во внимании, а в пожилом возрасте, особенно. Пожилые жители села были очень рады тому, что про них не забыли.

Вера Овчинникова, Тюхтет

 

Пусть осень жизни будет золотой

 

Разве солнце убавит свеченье,

Разве звёзды замедлят свой бег,

Разве возраст имеет значенье,

Если молод душой человек!

Л.В. Щипахина

Стало доброй традицией отмечать День пожилых людей. 1 октября в Новомитропольском доме культуры и поселенческой библиотеке прошла праздничная программа «Пусть осень жизни будет золотой». Библиотека представила тематическую подборку литературы «Возраст не помеха». Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни, а самих людей - людьми «золотого возраста». У каждого времени года свои радости, свои краски. Весна радует первой зеленью, свежестью; лето изобилием красок и цветов. Осень нас радует своей щедростью. Зима белым пушистым снегом и морозцем. Так и жизнь человека. Юность всегда полна надежд и любви. Зрелые года - пора расцвета творческих сил, пора свершений, забота о детях и внуках. Во все века люди мечтали о долголетии, искали чудодейственные средства продления молодости. «Живая» и «мертвая» вода, «эликсир жизни», «эликсир бессмертия» - как только не назывались и из чего только не приготавливались эти волшебные средства, но ни одно из них не могло удлинить жизнь. 

А знаете ли вы, что согласно классификации ВОЗ, возраст до 44 лет считается молодым, 45-59 – средним, 60-74 – пожилым, 75-89 – старческим, люди 90-100 и старше – долгожителями. А ювенология имеет другую возрастную градацию: до 30 лет – юность, 30-60 лет – первая молодость, 60-90 лет – вторая молодость, после 90 лет – третья молодость. Конечно, все эти деления условны.

Человек рождается с огромным запасом прочности, лет на сто и более, если жить разумно. Однако сохранить эти резервы можно только тогда, когда сам человек обеспечивает свое здоровье. Медицина лишь помогает в этом, но сама, без усилия пациента, его воли и знания, здоровья не создаст.

Медицинские эксперты признают, что наше здоровье и долголетие зависят от медицины лишь на 18 %, а от образа жизни - на 70 %, от экологии на 12 %.

Каковы же секреты долголетия, как помочь самому себе прожить долгую и счастливую жизнь? Совместными усилиями врачей и долгожителей всего мира, удалось выделить некоторые аспекты, которые играют основополагающую роль в этом вопросе.

Библиотекарь предложила присутствующим ознакомиться с литературой, представленной на выставке, и найти ответы на важнейшие вопросы о здоровье и долголетии.

Ведущая программы Наталья Васькина поздравила всех присутствующих с праздником и провела конкурс «Поговорки народов мира». Тот, кто называл в ответ аналог русской пословицы, получал сувенир. Конкурс "Узнай сказки", где были подготовлены сказки-перепутки. Бабушка вытягивала наугад листок с текстом и с выражением читала. Нужно было назвать семь сказок, о которых шла речь в тексте. Викторина «По дорогам сказок» заставила  присутствующих вспомнить своё детство и сказки, которые они рассказывали своим детям, а теперь и внукам. В песенном конкурсе прозвучали любимые мелодии старшего поколения. Конкурс пословиц и поговорок, конкурс на знание лечебных трав и цветов. Активными участниками были Валентина Ивановна Пилимонкина, Екатерина Силантьевна Лузина, Ольга Захаровна Пряникова, Людмила Михайловна Захарова, Валентина Степановна Кравцова. Победителем праздничного лото стала Надежда Александровна Королёва.

Музыкальные подарки в честь праздника подарили старшему поколению участники художественной самодеятельности Татьяна Бицукова и Вера Симоненко. Для виновников торжества был накрыт праздничный стол, на котором было угощение чаем и тортиками. В конце праздника было сказано доброе пожелание о том, что этот день - день благодарения за тепло ваших сердец, за отданные работе силы, за жизненный опыт, которым вы делитесь с молодым поколением. Поэтому было бы правильней назвать этот праздник – День Мудрого человека. Мы хотим, чтобы вас чаще радовало теплыми лучами солнышко, а дожди были только теплыми, грибными, чтобы жизнь поворачивалась к вам всегда только светлой стороной и новости всегда были добрыми и радостными.

Нина Егорова, Новомитрополька

 

Мифы и реальность

 

Алкоголизм – это страшное зло, результаты которого сравниваются с эпидемией или войной. Слишком большое количество людей погибает от алкоголя, слишком много погубленных и искалеченных судеб. А самое страшное в этой проблеме, если эта проблема начинает затрагивать молодое поколение. Тех, кому через несколько лет продолжать на земле дело своих родителей: жить, работать, растить детей, укреплять и защищать свою Родину.

Многие, употребляя алкоголь, считают, что пьяным быть весело, будешь спать лучше, пиво не приносит много вреда. Но это только миф, в реальности вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение, которое сменяется депрессией, усталостью и тревогой, выпивший обычно встает усталый и нервный, а в банке пива столько же алкоголя, сколько в стопке водки.

В Соловьевке была проведена игра-викторина «Мифы и реальность» по профилактике алкогольной зависимости молодежи, которая состояла из трех туров и двух команд «Алкоголю нет» и «ЗОЖ», которые за каждый правильный ответ получали жетончик.

Первый тур «Что такое зависимость», командам по очереди нужно было назвать ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «зависимость». Далее было от каждой команды приглашено по одному игроку, они были отвернуты от монитора, на котором шла презентация, на вопросы которой они должны были ответить «да», «нет». Остальным игрокам, видящим презентацию, подсказывать нельзя было. В следующем задании командам были даны по две карточки с зашифрованными словами, которые им нужно было восстановить и прокомментировать.

Во втором туре участникам был показан 20 минутный фильм о том, как алкоголь влияет на мозг, желудок, печень и так далее, а также к каким последствиям приводит алкоголь, затем по фильму были заданы вопросы.

В завершающем третьем туре каждой из команд были даны по две из ситуаций, которые они должны были проиграть, затем дописать незаконченные предложения.

После были подведены итоги, с разрывом в один жетон победила команда «ЗОЖ», обе команды были награждены грамотами и небольшими призами.

Екатерина Романова, Соловьевка