Театральный олимп

 

Всем известно, что театральная деятельность позволяет приобщиться к прекрасному, лечит душу человека. Как ни горько осознавать, но в основном только в столице страны и Санкт-Петербурге театры всегда переполнены, они посещаются. В провинциальных отдаленных городах ситуация совсем другая. Искусство театра не развивается или развивается медленно, не вызывает интереса у публики. Это необходимо менять!

В связи с этим, министром культуры Владимиром Мединским была подана идея, что 2019 год должен быть посвящен российскому театру. Президент страны эту идею поддержал и объявил 2019 год Годом театра в России. Целью проведения тематического года является приобщение детей и молодежи к театральному искусству. Театр должен стать частью жизни людей.

В рамках Года театра в России в Центральной детской библиотеке в сентябре, среди детей района от 3 до 14 лет, был объявлен районный творческий конкурс «Театральный олимп». Конкурс проводился по двум номинациям: «Театральная постановка» и «Кукольный театр». Показ театральных постановок, представленных на конкурс, состоялся 29 ноября на закрытии Всероссийской недели «Театр и дети».

Заявки на участие в конкурсе предоставили 11 театральных коллективов. В номинации «Театральная постановка» победители определялись по возрастным категориям от 3 до 8 лет и от 9 до 14 лет. Для удаленных территорий района на конкурс можно было предоставить видеоролик театральной постановки. Видеоролики, представленные из Новомитропольки, Верх-Четска и Чиндата также приняли участие в конкурсе.

В возрастной категории от 3 до 8 лет дипломом первой степени был награжден коллектив старшей группы «Капитошки» детского сада «Солнышко», руководитель Евгения Николаевна Петрова. Диплом второй степени был вручен самым маленьким участникам за театральную постановку «Колобок» - коллективу детского сада «Солнышко» под руководством Людмилы Николаевны Петрущенко. Третье место поделили два коллектива детского сада «Колокольчик», руководитель Ольга Алексеевна Мальцева и руководитель Лариса Владимировна Крицкая.

В возрастной категории от 9 до 14 лет первое место занял коллектив 5 «б» класса школы № 2, руководитель Наталья Геннадьевна Мельникова. Второе место – театральная постановка Чиндатской поселенческой библиотеки № 13, руководитель Наталья Владимировна Смирнова.

В номинации «Кукольный театр» выступил только один коллектив зареченского кукольного театра «Волшебный сундучок» при сельском Доме культуры под руководством Елены Геннадьевны Агафоновой со сказкой – переделкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Представление этого кукольного театра очень понравилось всем присутствующим, жюри единогласно вынесло решение присудить ему 1-е место, не смотря на то, что конкурентов в этой номинации больше не было.

Это конкурсное мероприятие получилось очень ярким, волнительным и захватывающим зрелищем. Все участники большие молодцы. Особо хочется отметить самых юных актеров из детских садов «Колокольчик» и «Солнышко» и поблагодарить их воспитателей за то, что уже с раннего возраста они выявляют и развивают творческие способности в детях. Огромное спасибо всем, кто принял участие в конкурсе, всем дальнейших успехов и новых побед.

Татьяна Дурандина, Тюхтет

 

 

ВСЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ, ВСЕ - ЧЕРЕЗ ЧИТАТЕЛЯ, ВСЕ - К ЧИТАТЕЛЮ

 

Анализ социологического исследования

 

Библиотека - это центр книги и чтения, и поэтому популяризация чтения является одной из главных задач в ее деятельности. Главное наше достояние - это наши читатели, наши пользователи. Это люди, которые обращаются к нам для того, чтобы заполнить свой досуг чтением, подготовиться к учебным занятиям, найти полезную, нужную и качественную информацию, просто пообщаться, а также повысить свой культурный уровень. Они должны комфортно чувствовать себя в наших залах. Для того, чтобы достичь положительного результата, библиотекарям необходимо отслеживать реакцию на свои действия, изучать общественное мнение, предусматривать и сглаживать конфликтные ситуации. Мы периодически проводим изучение и исследование читателей, чтения и читательской ситуации, что, в свою очередь, позволяет нам строить работу с учетом интересов читателей и это, в конечном счете, сказывается на улучшении отношений между библиотекой и пользователем.

Очередное исследование «Все для читателя, все - через читателя, все - к читателю», в котором приняли участие жители Тюхтетского района, помогло нам увидеть проблемы, с которыми сталкиваются наши читатели в стенах библиотек МБС и услышать предложения по улучшению качества обслуживания населения.

Было опрошено 430 человек, что составляет 5 % от общего количества проживающих в Тюхтетском районе на 1 января 2019 года. На вопросы анкеты отвечали: молодежь – 34 %, взрослое население от 31 до 55 лет – 38 %, старше 55 лет – 28 %. Мужчин – 36 %, женщин – 64 %. 10 % отвечавших – школьники, 10 % - студенты, 39 % - работающие люди, 19 % - безработные и 23 % - пенсионеры.

На первый вопрос «Что Вас привлекает в библиотеке больше всего?» ответы распределились следующим образом:

Возможность брать книги для чтения дома – 69 %

Возможность общения – 36 %

Консультации библиотекарей по выбору изданий – 29 %

Возможность отдохнуть от работы и суеты – 25 %

Выставки новых поступлений – 23 %

Мероприятия культурно-просветительского характера – 17 %

Продление срока пользования изданиями - 17 %

Интернет – 16 %

Возможность читать и слушать издания на электронных носителях – 8 %

Новые знакомства с ровесниками – 7 %

Бронирование изданий – 6 %

Обучение необходимым в жизни навыкам – 5 %

Получение информации об услугах и мероприятиях с помощью сайта МБС, соц. страниц – 5 %

Обучение работе на компьютере – 2 %

Как видим, читатели в большинстве своем традиционно пользуются услугами библиотеки, т.е. берут книги почитать. При этом третья часть опрошенных советуется и доверяет выбор литературы библиотекарю, что очень приятно. Четвертая часть респондентов приходит в библиотеки отдохнуть, а это значит, что в помещениях не только комфортно физически, но и эмоциональный фон способствует расслаблению и отдыху.

Другие возможности библиотеки также востребованы населением. Кроме книг, нашим читателям в библиотеке интересно встречаться с друзьями для совместного досуга – 37 %; посещать мероприятия – 35 % и встречи с интересными людьми (писателями, художниками, журналистами и др.) – 28 %; участвовать в конкурсах – 17 %; оказывать помощь  библиотеке  в  качестве  волонтера (мелкий  ремонт  книг,  участие в подготовке выставок и мероприятий) – 4 %. Причем, эти 4 % поровну составляют как молодежь, так и люди старшего возраста.

Посещая библиотеки, пользователи получают необходимую информацию – 53 %; саморазвитие – 26 %; новые эмоции и ощущения – 25 %; духовность – 20 %; новых друзей – 13 % и творческую реализацию себя – 10 %. Потому что в библиотеке можно делать практически всё!

В современной библиотеке можно не просто читать или брать книги на дом. Здесь можно научиться еще много чему интересному. А чему бы хотели научиться в библиотеке наши читатели? На этот вопрос ответили немногие, но все таки желающие есть изучать иностранный язык, в том числе чулымский; овладеть скорочтением, основами грамотного письма и работе на ПК и в интернете; научиться писать сценарии, шить, вязать и вышивать; а также готовить, рисовать и даже танцевать.

Все это можно делать в клубах по интересам при библиотеках. На вопрос «В какой клуб Вы хотели бы ходить?» были даны следующие ответы: Клуб по рукоделию – 21 ч., по домоводству и кулинарии – 8 ч., спортивный – 5 ч., клуб общения и знакомств, танцевальный, любителей чтения, поэтический, рыболовов, просто молодежный – по 3 ч. А еще хотелось бы: театральный, строительный, экологический и любителей кино. Многие написали, что уже посещают клубы при библиотеках и их все устраивает.

Сложно представить себе библиотеку без проведения различный массовых мероприятий. И вот на какие мероприятия хотели бы ходить наши читатели: встречи с писателями, вечера поэзии и чтения – 15 чел.; экология – 11 чел.; медицина, ЗОЖ – 7 чел.; воспитание детей – 5 чел. А еще хотелось бы людям: экскурсию в музей, литературные конкурсы, по искусству и народному творчеству, патриотические, исторические, познавательные, музыкальные и танцевальные, спортивные, юмористические, психологические и философские, семейные, краеведческие мероприятия и конкретно Библионочь.

Несмотря на такой широкий спектр деятельности, главным в библиотеке все же остается чтение. И наши читатели на вопрос «Что Вы считаете самым важным ресурсом библиотеки?» дали следующие ответы:

Наличие современных изданий – 55 %

Периодические издания – 44 %

Наличие классических изданий – 23 %

Тематические книжные коллекции по различным отраслям знаний – 22 %

Опыт библиотекарей, позволяющий влиять на развитие личности посредством книг – 18 %

Тематические книжные коллекции по творчеству отдельных писателей – 12 %

Электронный каталог библиотеки – 11 % и электронный читальный зал – 8 % пока на последних местах в рейтинге, но прогресс есть. Ведь совсем недавно жители Тюхтетского района, тем более отдаленных деревень, и мечтать не могли об электронном читальном зале в своей поселенческой библиотеке. А сегодня 64 % библиотек имеют доступ в Национальную электронную библиотеку.

Что может оттолкнуть наших читателей от библиотеки? Здесь на первое место они поставили «Отсутствие вообще чего-либо интересного» - 31 %

Отсутствие новинок и бестселлеров – 29 %

Отсутствие комфорта в помещении библиотеки – 22 %

Недостаточно квалифицированный персонал библиотеки – 10 %

Неудобный для Вас режим работы библиотеки – 7 %

Выговор за несвоевременную сдачу книги – 4 %

Надеемся, что эти гипотетические ответы никогда не превратятся в реальные в отношении наших библиотек, мы стараемся не допустить подобных вариантов негативного отношения к библиотеке.

А вот изменения к лучшему никогда не помешают. И кому же, как не читателям виднее, что нужно изменить в библиотеках района. На этот вопрос мы получили следующие ответы:

Техническое оснащение – 25 %

Дизайн помещений – 24 %

Библиотечные фонды – 18 %

Комфортность помещений – 16 %

Повысить престижность – 7 %

Ассортимент услуг – 3 %

А вот к режиму работы, правилам пользования библиотекой, информации об услугах, качеству обслуживания, психологическому климату и уровню проведения массовых мероприятий у опрашиваемых претензий нет.

Сегодня в Тюхтетском районе нет ни одного книжного магазина. В районном центре много торговых точек и много частных предпринимателей, торгующих разнообразной продукцией, но вот заниматься книготорговлей никто не решается. Потому что, по мнению респондентов, у библиотек есть преимущества перед книжными магазинами:

В библиотеке все бесплатно – 53 %

Библиотекари всегда придут на помощь при выборе необходимой книги – 50 %

Наличие книг, изданных в разные годы – 31 %

Атмосфера доступности и открытости – 26 %

Возможность общения по душам – 25 %

Библиотека - площадка для творческой самореализации – 10 %

А чтобы в библиотеках было еще комфортнее и читателям не хотелось оттуда уходить, необходимо выделить в помещениях зоны для релаксации, расслабления и отдыха – 26 %; демонстрировать экранизации по литературным произведениям – 25 %; иметь возможность выпить чашечку чая/кофе – 23 % и поиграть в настольные игры – 13 %; обеспечить музыкальное сопровождение в фоновом режиме в местах для чтения и отдыха – 11 %; организовать галерею для оформления различных выставок – 7 %. Вот с такими пожеланиями выступили наши читатели, и мы полностью поддерживаем их в этом. Дело за малым – нехватка помещений остается огромной проблемой для наших творческих замыслов.

Мы бы очень хотели, чтобы и читатели принимали активное участие в жизни библиотек, но 82 % опрошенных не пожелали помогать библиотеке. У многих на это просто нет времени. 18 % хотели бы нам помочь: в проведении мероприятий (выставки, лекции, книжные акции и др.) – 9 %; посредством предложений по внедрению изменений в библиотеке – 5 %; организовать клуб по интересам – 4 %.

Мы рады любой помощи со стороны населения. А также, мы просто рады видеть вас в библиотеках. Приходите, мы вас ждем!

Ольга Садовская, Тюхтет

 

История по-красноярски

 

Красноярская краевая молодёжная библиотека выступила организатором краеведческого диктанта «История по-красноярски», посвященного 85-летию Красноярского края. Тюхтетская МБС стала организатором площадки на своей территории. Диктант проводился с целью продвижения знаний по истории Красноярского края и приобщения к культурно-историческим ценностям родного региона.

26 ноября библиотеки приглашали всех желающих проверить свои знания о родном регионе. Участникам было предложено пройти тест из 17 вопросов на знание культуры и истории Красноярского края. Время выполнения заданий – 30 минут.

В написании диктанта приняли участие 142 человека. Это жители Тюхтета, Новомитропольки, Красинки, Двинки, Зареченки, Леонтьевки, Лазарево и Соловьевки. На вопросы диктанта ответили 10 детей, 33 молодых человека и 99 человек старше 30 лет. Самому младшему участнику было 11 лет, самому старшему – 76 лет. Диктант пришли написать 32 мужчины и 110 женщин.

Каждый правильный ответ диктанта принес участнику 5 баллов. Таким образом, за 17 правильных ответов можно было получить 85 баллов. Столько в нашем районе набрали 22 человека. По итогам написания диктанта в Тюхтетской МБС средний балл составил – 70. Это неплохой результат, все таки население края знает его историю.

Самым трудным оказался вопрос под номером 16: Какой город Красноярского края первым в нашей стране был построен за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты?

а.) Норильск

б.) Игарка

в.) Дудинка

Третья часть участников ответила, что это Норильск, хотя правильным ответом оказалось: Игарка.

Самым простым вопросом, на который практически все ответили правильно, стал № 17: В 2014 г. в рамках Всероссийской патриотической акции «Аллея России» символом Красноярского края его жители выбрали …

а.) Боярышник сибирский

б.) Купальница азиатская (жарок)

в.) Кедр сибирский

Конечно же, это кедр сибирский.

А вот самый интересный вопрос было выбрать труднее, здесь мнения разошлись, но в итоге выбрали 14 вопрос: В 1963 г. знаменитый гость Красноярского края … сказал: «Я из космоса видел Енисей. А теперь я с вами. И всё, что я вижу у вас здесь, гораздо интереснее».

а.) Леонов А.А.

б.) Титов Г.С.

в.) Гагарин Ю.А.

Недолго подумав, здесь можно было сообразить, что это первый космонавт Юрий Гагарин.

5 декабря 2019 г. общие результаты всех площадок Диктанта будут опубликованы на сайте Краевого государственного бюджетного учреждения культуры Красноярской краевой молодёжной библиотеки www.yarsklib.ru и в группе библиотеки «ВКонтакте» – https://vk.com/yarsklib  

Победители будут награждены именными дипломами, всем участникам Диктанта вручат именные сертификаты.

А мы благодарим всех участников и ждем вас в библиотеках района на дальнейших мероприятиях. Приходите, мы всегда вам рады!

Ольга Садовская, Тюхтет

 

 

Волшебный мир кулис

 

С 24 по 30 ноября в нашей стране ежегодно проходит Всероссийская неделя «Театр и дети». Это праздник и профессионалов и любителей великого искусства театра. Известно, что настоящими театральными зрителями становятся именно те, кто еще в детстве смог ощутить неповторимую атмосферу театра. А еще лучше – если сам попробовал оказаться на сцене, занимаясь различными видами художественного творчества. Такую возможность девчонкам и мальчишкам предоставили сотрудники Центральной детской библиотеки, где последняя неделя ноября прошла в рамках Всероссийской недели «Театр и дети».

Открыла неделю презентация яркой и красочной интерактивной выставки «Литературный балаганчик». Выставка была оформлена в виде театрального балаганчика и знакомила посетителей библиотеки с историей театра, его видами. Также на ней были представлены художественные произведения о театре, различные инсценировки сказок, театральные маски. Изюминкой выставки стал кукольный театр. Ребята имели возможность почувствовать себя в роли актеров и режиссеров, используя выставочный материал – сценарии, куклы, маски. Эта идея им очень понравилась, возле выставки всегда было оживленно, дети ставили различные постановки, писали сценарии сами.

Игровая программа «Хочу быть актером» позволила ребятам окунуться в волшебный мир театра, они познакомились с историей возникновения театра, узнали о его видах и жанрах. Известно, что один из главных элементов театра – игра, поэтому юные актеры разыгрывали различные сценки, миниатюры, даже поставили сказки. В различных конкурсах: "Разминка актеров", "Конкурс дикторов", "Сценическая пластика" ребята проговаривали скороговорки, показывали пантомимы и небольшие миниатюры. Во втором акте, после антракта, ребята поделились на две труппы и поставили кукольные спектакли. Первый актерский состав поставил инсценировку «Сказка про Капризку», вторая труппа – «Как Тяпа научился лаять». Долго в библиотеке шумели детские голоса, никто не хотел уходить. Многие говорили, что для них это был незабываемый день и замечательный опыт актерского мастерства.

Участники экологического театра «Лесная сказка» совершили путешествие в страну Театралию, чтобы познакомиться с правилами поведения при посещении театра, разгадали кроссворд по театральной теме. А далее им предстояло поставить мини – спектакль «Лесная сказка». С огромным удовольствием ребята разыграли эту экологическую постановку, которая позволила им не только проявить свои творческие способности, но и расширила знания о растительном и животном мире, научила бережному отношению к родной природе, любви к животным, чтобы стать лучше и добрее.

Час искусства «Волшебный мир кулис» познакомил присутствующих с историей возникновения театра, с интересными фактами о театрах во всем мире, дети ответили на вопросы театральной викторины и, конечно же, проявили свои актерские таланты в различных конкурсах. В конкурсе «Новые боевые искусства» участники показали как идет подготовка бойцов, если известно, что главные удары сторонники нового единоборства наносят (мизинцем, животом, подбородком и т.д.). В конкурсе «Изобрази пословицу» участники по очереди изображали предложенную пословицу, а остальные должны были угадать её. В конкурсе «Эмоции» читали четверостишия с разными эмоциями. В конкурсе «Путешествие на самолете» участники поделились на четыре команды: Индия, Россия, Чукотка, Япония. Каждой стране соответствовали определенные восклицания и движения. Задача команд заключалась в том, чтобы хором выкрикнуть свою фразу и показать свои движения, когда будет произнесено название «их» страны. Это задание вызвало у ребят бурю эмоций, было весело, смешно и зрелищно.

Завершающим мероприятием недели «Театр и дети» стал показ театральных постановок районного творческого конкурса «Театральный олимп», объявленного в сентябре этого года. После показа жюри поблагодарило всех участников и объявило победителей конкурса, которые были награждены дипломами и памятными подарками.

На мероприятиях недели «Театр и дети» в ЦДБ было очень оживлено и увлекательно, их посетило 143 ребенка. Ведь театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене – что может быть увлекательней.

Библиотекари ЦДБ, Тюхтет

 

Наполни душу магией театра

 

2019 год объявлен в России Годом театра. В Соловьевке было проведено мероприятие библиотекарем и зав. клубом «Театр и дети», на котором была представлена книжная полка «Наполни душу магией театра».

Мероприятие началось с загадки:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно...

Продолжилось мероприятие историей театра, затем ребятам предстояло ответить на вопросы теста «Мы в театре», из трех вариантов ответов выбрать один. Следующее задание «Пантомима», затем назвали профессии театра. В задании «Костюмер» из подручных предметов создали костюмы сказочных героев, изобразили аплодисменты: обычные, ленивые, восторженные, овации. В задании «Мастера слова» произнесли фразу с определенной интонацией (весело, грустно, злорадно, забывчиво). «Такие разные жанры», нужно было прочитать стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет» в разных жанрах (комедия, трагедия, мюзикл, драма), задачей зрителей было определить жанр. В «Танцевальном» конкурсе участники должны были показать танцем, движениями: бурю, дождик, ветер, полет бабочки, полет орла. Последним и самым интересным заданием стал «Театр-экспромт», после распределения ролей и репетиции наши участники поставили небольшой спектакль на школьную тему.

Мероприятие прошло на «ура», душа наполнилась магией театра, все остались под впечатлением, как будто только что побывали в театре!

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете - человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И сними светлый мир добра.

Екатерина Романова, Соловьевка

 

Фонд Михаила Прохорова: Любимые книги

 

Время идет и с каждым годом книги дорожают. Не у каждого любителя чтения есть возможность приобрести хорошую и интересную книгу по душе, и куда же этот человек пойдет в первую очередь за книгой? Конечно же, в библиотеку, там он становится постоянным читателем. У библиотек тоже нет возможности пополнять фонды большим количеством книг, но они все же пополняются. Конечно же, очень хочется поблагодарить Фонд Михаила Прохорова, который также в этом участвует и ежегодно предоставляет библиотекам в дар новые красочные и интересные книги.

В Соловьевской поселенческой библиотеке было подготовлено мероприятие, для которого была оформлена книжная выставка «Фонд Михаила Прохорова: Любимые книги», на которой были представлены взору читателей книги, дарованные Фондом. А для того чтобы читатели знали, что это не просто наклейка на книге, они были ознакомлены с историей возникновения этого Фонда.

Фонд Михаила Прохорова (Благотворительный фонд культурных инициатив) был учрежден в 2004 году по инициативе бизнесмена Михаила Прохорова и стал первой в России благотворительной организацией, имеющей региональную стратегию работы. Главная цель фонда – системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ.

В 2006 году деятельность Фонда распространилась на крупнейший российский регион — Красноярский край. В результате расширения географии деятельности Фонда принято решение о перемещении основного офиса в Красноярск в 2009 году. 3 марта 2014 Фонд отметил 10-летие. Кратко было рассказано о наградах и собственных проектах Фонда Михаила Прохорова.

Екатерина Романова, Соловьевка

 

В стране театра не бывает скучной жизни

 

2019 год объявлен Годом театра в России. С 24 по 30 ноября в нашей стране ежегодно проходит Всероссийская неделя «Театр и дети». Этот праздник и профессионалов, и любителей великого искусства театра. Известно, что настоящими театральными зрителями становятся именно те, кто еще в детстве смог ощутить неповторимую атмосферу театра.

Библиотека распахнула дверь для всех читателей, приглашая на Всероссийскую неделю. Несмотря на то, что наши дети не посещают театр, не видят спектаклей, некоторые побывали там. О своих впечатлениях они поделились на открытии праздника «Путешествие в Театрленд», ребятам было интересно. Дети совершили путешествие в необычную, сказочную страну. Прошла театральная разминка - ребята жестами показывали «иди сюда», «здравствуйте», «тихо». Отгадывали загадки, показали сказку на новый лад «Репка». Открытие всем понравилось, это было видно по лицам ребят. Что ещё привлекает нашего читателя во время мероприятий? Конечно же, выставка, где они могут увидеть и почитать что - то новое по этой тематике. В библиотеке была оформлена Арт – выставка «О театре несколько слов!» Посетил выставку 21 читатель, книговыдача составила 31 экземпляр.

Очень часто в своих мероприятиях мы проводим викторины. И никому не открою секрета, дети очень любят это направление и с большим удовольствием принимают участие. А если еще она с тремя вариантами ответов, это для них настоящий праздник. «Театральное окно» - так называлась наша викторина, но она еще была игровой. Играли две команды «Буратино» и «Петрушка». Они сражались, и каждый из них хотел стать победителем. Вопросы и задания были разной сложности. Произнести скороговорку, подобрать рифму к весёлым загадкам, произнести предложение «Мы сегодня идём в театр» одной команде радостно, а другой вопросительно. Отгадывали театральные профессии и многое другое. В заключение все под музыку В. Шаинского «Чунга – чанга» танцевали, изображая мартышек.

Очень интересно прошла игровая программа «Хочу быть актёром». Я предложила несколько интересных заданий, которые помогут им понять и полюбить доступное, веселое и жизнерадостное искусство театра, попробовать себя побывать в роли актера. В завершении нашего мероприятия ребята погрузились в мир баллады. Думаю, ребята, соприкоснувшись с миром  театрального искусства, стали богаче, светлее.

Все мы знаем, что одним из ведущих молодежных театров Сибири является Красноярский театр юного зрителя. Его история началась в середине 60 – х, когда в город на Енисее прибыла группа молодых актёров и режиссёров из Ленинграда. И вот об этом замечательном театре, которому в этом году исполнилось 55 лет, дети узнали всю информацию: кто был в составе молодёжного творческого десанта. О первой премьере, чьи работы получили всесоюзное признание. В каком году Красноярский ТЮЗ признан особо ценным культурным объектом Красноярского края. В заключение часа информации ребята посмотрели презентацию «Красноярск театральный».

Всё когда – нибудь заканчивается. И вот закончились наши мероприятия. Я надеюсь, что они понравились ребятам, они многое узнали о театре. А самое главное, что работа актёра - это большой и нелёгкий труд. Желаю всем своим читателям быть настоящими культурными людьми, истинными театралами.

Ирина Антонова, Лазарево

 

 

Самая лучшая мама

 

Нет, наверное, ни одной страны, где бы ни отмечался День Матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации № 120 от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду, их бескорыстной жертве ради блага своих детей и «в целях повышения социальной значимости материнства». Этот праздник - прекрасный повод выразить свою любовь и глубокую благодарность самому главному в нашей жизни человеку - маме. Ведь мама - это воплощение добра, мудрости и милосердия.

В Центральной детской библиотеке (клуб «В кругу семьи») для ребят прошла конкурсная программа «Самая лучшая мама», посвященная Дню Матери. В начале мероприятия было рассказано об истории возникновения праздника, о том, что слово «мама» одно из древнейших на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов. Рассказ сопровождался показом слайд - презентации. Была рассказана библейская притча «Ангел хранитель - мама», прозвучало много стихов о маме. Далее с ребятами были проведены конкурсы «Расскажи о своей маме», «Нежные слова», также ребята смогли проявить свою эрудицию в конкурсе пословиц о маме. Затем дети нарисовали портреты своих мам. Каждый детский рисунок наполнен любовью, нежностью и добротой. В завершение мероприятия библиотекарь пожелала ребятам чаще говорить мамам добрые, ласковые слова и радовать их хорошими отметками.

Елена Пипинева, Тюхтет

 

 

Говорите мамам нежные слова

 

Как часто невниманьем обижаем

Мы в юности отцов и матерей!

Домой из института приезжая,

К своим друзьям торопимся скорей.

На завтра, отложив все разговоры,

Едва успев костюм дорожный снять,

В заречные зовущие просторы

Стремглав летим мы Детство догонять.

В своих подруг бросаем мы цветами,

Забыв нарвать для матери букет.

А мать все ждет.

Живет и дышит нами,

Обновы шьет,

Готовит нам обед.

Нас держит лес.

Не отпускает Кама.

Уже темно.

Поужинать и спать.

И лишь во сне мы повторяем: «Мама»,

И наши сны оберегает мать.

А ночь идет, всю землю обнимая,

Баюкая уснувшие дома,

Но мать не спит,

Я это понимаю

С тех пор как стала матерью сама!

День Матери – один из самых трогательных праздников. Каждый человек несет в душе неповторимый родной образ своей мамы, которая всегда пожалеет, приласкает, назовет самыми теплыми и ласковыми словами и будет любить, несмотря ни на что.

Мама! Мамочка - какое простое и удивительное слово для каждого из нас! Спросите любого малыша, кто самый любимый человек на свете и непременно услышите: «Моя мама!» Это, быть может, один из самых правильных законов жизни: какими бы не были мы сами, для своих детей мама неизменно становится идеалом – доброты, ума, красоты. Она дарит ребёнку всю себя: любовь, доброту, заботу, терпение. Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Слово «мама» - одно из самых древних на Земле. Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого и единственного человека. Образ матери воспевался поэтами всех времен и народов. О ней слагали поэмы и баллады. В.Г. Белинский писал: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею».

Традиция чествования матерей появилась еще в глубокой древности, а сегодня День матери празднуют в большинстве стран мира.

Доброй традицией отмечать День матери стало и в России. Этот праздник был учреждён в 1998 году. В последнее воскресенье ноября каждый, кто любит и ценит этого самого близкого и родного человека, просто обязан уделить внимание своей маме.

18 ноября прошло открытие выставки творческих работ «Добрых рук творенье», которую организовал клуб выходного дня «Ассорти» в читальном зале Межпоселенческой центральной библиотеки. На выставке представлены работы учеников Детской школы искусств под руководством Степаненко Ларисы Александровны, Елены Юрьевны Подземельной (руководитель кружка МБУК КЦСОН «Доверие») и Татьяны Петровны Мещеряковой.

21 ноября пошел чай-клуб «Слово о матери». Где дружной компанией клуба выходного дня «Ассорти» рассказывали свои истории материнства, интересные случаи, делились опытом с молодыми мамами, а также делали и дарили сувениры друг другу.

Екатерина Рымарева, Тюхтет

 

 

С любовью о тебе каждая строка

 

На свете добрых слов живёт немало,

Но всех добрее и нежней одно:

Из двух слогов, простое слово «мама».

И нету слов роднее, чем оно!

И. Мазнин

Для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Помните слова из песни: «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе».

Чтобы почтить роль матерей, был утверждён международный праздник День Матери. Более двадцати лет празднуют его в России. Все женщины, у которых есть дети, в последнее воскресенье ноября получают поздравления от детей, родных и коллег. День Матери! В каждой стране этот праздник – символ любви, почета, уважения.

Накануне, 22 ноября члены клуба любителей чтения «КЛЮЧ» собрались на чай-клуб для того, чтобы вместе отметить этот замечательный праздник.

Матерям посвящают стихи, песни. Образ Матери в русской литературе – это воплощение и любви, и счастья, и вдохновения. И эта тема будет вечной, так как Мать – продолжение рода человеческого и русских традиций. Поэтому совсем неудивительно, что многие писатели и поэты черпают вдохновение именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери. Из уст присутствующих прозвучали стихи замечательных русских поэтов Н. А. Некрасова, С. Есенина, А. Ахматовой и др. посвященные своим матерям.

Затем за чашкой чая собравшиеся на праздник женщины поделились интересными воспоминаниями из своей жизни.

Этот праздник – прекрасный повод выразить свою любовь и глубокую благодарность самому главному в нашей жизни человеку – маме. Ведь мама – это воплощение добра, мудрости и милосердия.

Вера Шабанова, Тюхтет

 

Символы России. Спортивные достижения

 

21 ноября по всей стране прошла Всероссийская Олимпиада, в которой приняли участие и наши читатели. С целью популяризации спортивного наследия РФ, выявления и развития у детей и подростков интеллектуально-аналитических способностей и интереса к исследовательской деятельности Российская государственная детская библиотека организовала и провела данное мероприятие. Координатором Олимпиады в Красноярском крае стала Красноярская краевая детская библиотека.

В Тюхтетском районе была организована площадка на базе Центральной детской библиотеки, а также в поселенческих библиотеках Красинки, Леонтьевки, Лазарево, Новомитропольки и Двинки. Всего приняли участие 56 детей (21 мальчик и 35 девочек) в двух возрастных категориях: от 8 до 10 лет – 18 человек; от 11 до 14 лет – 38 человек.

Каждый участник получил собственный экземпляр олимпиадного задания, соответствующий его возрастной категории. Во время проведения Олимпиады не допускалось использования средств связи, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации.

Участникам Олимпиады предлагалось ответить на 10 вопросов победителей конкурса «Символы России. Спортивные достижения». Из них: девять тестовых заданий, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из трех предложенных; одно задание, требующее развёрнутого ответа. Каждый правильный ответ первых девяти тестовых заданий оценивался в 3 балла. Задание, требующее развёрнутого ответа, оценивалось по следующим критериям: содержание ответа - 5 баллов; наличие аргументации - 3 балла; речевое оформление - 2 балла. Всего можно было получить 37 баллов за все правильные ответы.

Вопросы были, скажем так, не самые простые, даже взрослым трудно было правильно ответить на них. Например, вопрос в младшей группе: В нашей стране Олимпийские игры проводились дважды: в 1980 году и в 2014 году. Одни были Летние и проходили в Москве, вторые – Зимние в Сочи. Но между ними есть что-то общее. Что именно? Варианты ответов: 1) Количество стран-участниц; 2) Количество талисманов; 3) Одинаковые по счету (ХХII). Правильный ответ под цифрой 3. Или в старшей группе вопрос: Назовите абсолютного Олимпийского чемпиона мира по гимнастике, который в 1946 году вернулся на Родину после фашистского концлагеря и через шесть лет невероятных тренировок достиг больших высот в спорте? Варианты ответов: 1) Яков Пункин; 2) Виктор Чукарин; 3) Иван Удодов. Правильный ответ: Виктор Чукарин.

Последние вопросы, на которые нужно было дать развернутый ответ, также были не из легких. И если старшие ребята еще смогли написать, что традиция зажигать чашу с Олимпийским огнем на все время Игр пришла к нам из Древней Греции, то младшим ответить почему одного из лучших вратарей в истории футбола Льва Яшина прозвали «Черной пантерой» было очень сложно. Оказывается, Льва Яшина прозвали «Черной пантерой» за его черный вратарский свитер и длинные руки, за подвижность и акробатические прыжки. Он умел совершать дальние, поистине «кошачьи» прыжки за мячом и с «кошачьей» же точностью захватывать свою добычу в любом углу ворот.

22 ноября стали известны ответы на вопросы Олимпиады, и ответственные лица в территориях подвели итоги состязания.

В младшей возрастной категории призером стал Стремедловский Антон из Леонтьевки, он набрал 32 балла. 29, 27 и 23 балла заработали по одному участнику, 18 баллов набрали 4 ребенка, 15 баллов – 2 ребенка и меньше 15-ти баллов получили 8 детей.

В старшей возрастной категории призером стала Кочеткова Ксения из Тюхтета, она набрала 32 балла. По 29 баллов заработали 11 человек, по 26 баллов – 10 человек, по 17 баллов – 3 человека, меньше 15 баллов набрали 13 человек.

Отсканированные ответы призеров были направлены в Красноярскую краевую детскую библиотеку, где со всего края выберут победителей, результаты которых отправят в Москву.

А мы благодарим библиотекарей и детей, принявших участие в Олимпиаде и ждем сертификаты от организационного комитета акции.

Ольга Садовская, Тюхтет

 

 

Мир, который мы создаем

 

Однажды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам, людям, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы – люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности. В Центральной детской библиотеке в рамках этого дня прошел урок толерантности «Мир, который мы создаем». Ребята познакомились с понятием слова «толерантность», узнали что оно означает на разных языках, услышали притчу о любви и сказку о счастье, порассуждали над ними.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. В игре «Ситуации» в каждой из предложенных ситуаций давалось два варианта ответа, а дети должны были выбрать наиболее подходящий.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно если это заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. В игре «Комплименты» ребята по очереди говорили друг другу комплименты и добрые пожелания.

Завершилось мероприятие китайской притчей «Ладная семья», основная мысль которой - это любовь, прощение, терпение и пусть они царят во всех семьях.

Татьяна Дурандина, Тюхтет

 

 

Легендарный Калашников

 

Я изобрел автомат не для убийства людей, а для защиты своего Отечества.

Михаил Калашников

10 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского изобретателя известного по всему миру Михаила Тимофеевича Калашникова. К этой дате в Межпоселенческой центральной библиотеке прошел День информации. Была подготовлена книжная выставка «Человек. Оружие. Легенда», книги на выставку были предоставлены из фондов Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края. Участие в мероприятии приняли студенты Тюхтетского филиала Боготольского техникума транспорта. Был продемонстрирован фильм и проведена беседа о выдающемся вкладе Михаила Калашникова в разработку отечественного стрелкового оружия. Ребята попробовали себя в сборке - разборке автомата Калашникова АК-74.

Михаил Тимофеевич Калашников - легенда нашего времени. Герой, прошедший испытания войной, уникальный конструктор, писатель, семьянин. Родился в селе Курья Алтайского края. Он с детства увлекался изобретательством, а на службе в рядах Красной Армии получил возможность в полной мере проявить свой талант конструктора. В число первых разработок Михаила Калашникова вошли: инерционный счетчик для учета количества выстрелов из танковой пушки, оборудование для повышения эффективности стрельбы из пистолета ТТ и счетчик моторесурса танка. Под его руководством разработаны и произведены десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия. Автомат Калашникова признан одним из самых значимых изобретений ХХ века.

Михаил Калашников - доктор технических наук, генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации, Дважды Герой Социалистического труда, Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного и других государственных наград России и зарубежных стран. Является автором пяти книг, лауреат литературной премии «Сталинград» 1997 г. С этого же времени являлся членом Союза писателей РФ.

Ирина Корзун, Тюхтет

 

 

Преданья старины глубокой

 

В Центральной детской библиотеке для учащихся 5 классов прошла интеллектуальная игра «Преданья старины глубокой». Ребята совершили увлекательное путешествие в мир древних славян, полный тайн и загадок, в те стародавние времена, когда жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов.

 Игра проходила в несколько туров: «Славянская мифология», «Думай, голова», «Бой скороговорок», «Таинственный сундук», «Русский фольклор», «Народная игрушка». Дети разделились на две команды «Русичи» и «Славяне». Юные эрудиты вспоминали славянских древних богов, говорили о суевериях, отгадывали кроссворд «Нечистая сила», упоминали о терпении и выносливости русского народа, ответили на викторину «Облик русского человека». Третий и четвёртый тур был посвящён народной игрушке и русскому фольклору. В ходе игры дети показали знания, проявили эрудицию и логические способности.

К мероприятию была оформлена выставка «Заветы доброй старины», книгами которой участники могли пользоваться при поиске ответов на вопросы. Встреча прошла интересно, занимательно и познавательно.

Елена Пипинева, Тюхтет

 

 

ЧТЕНИЕ – ЛЮБИМОЕ УВЛЕЧЕНИЕ!

Анализ социологического исследования

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут. Современная наука нашла доказательства пользы от чтения книг и она не меньше, чем польза от занятий спортом. Профессор Джон Стейн разъясняет: «Чтение является своеобразной зарядкой для мозга. Понимание сюжета читаемого, погружает в мир воображения. Читатель переживает те же моменты, что и герои книг, получает заряд позитива и одновременно развивает мускулатуру мозга».

Социологическое исследование «Чтение – любимое увлечение!», в котором приняло участие 430 человек, позволило в очередной раз взглянуть на уровень читаемости в библиотеках и выявить предпочтения читателей в области художественной литературы.

На вопросы анкеты отвечали: молодежь – 34 %, взрослое население от 31 до 55 лет – 38 %, старше 55 лет – 28 %. Мужчин – 36 %, женщин – 64 %. 10 % отвечавших – школьники, 10 % - студенты, 39 % - работающие люди, 19 % - безработные и 23 % - пенсионеры.

На первый вопрос «Ваша ассоциация со словом "библиотека"» 76 % ответили – книга; 56 % - чтение; 17 % - тишина; 14 % - комфорт; 13 % - удовольствие; 12 % - храм науки и знаний; 11 % - самопознание и  7 % - новизна.

Из тех, кто отвечал на наши вопросы, посещают библиотеку раз в месяц – 40 %; несколько раз в год – 27 %; один раз в неделю – 24 %; не посещают библиотеку 5 %, а 4 % приходят туда каждый день.

98 % опрошенных сказали, что не смогут обойтись без библиотеки в ближайшие 20 лет. И только 2 % смогут прожить без библиотеки, хотя в предыдущем вопросе 5 % ответили, что в настоящее время не посещают библиотеку. Видимо, 3 %  - это те, кто думает о читателях библиотеки или сами не оставляют надежду когда-нибудь начать ее посещать.

На вопрос «Ваше отношение к чтению художественной литературы» 45 % ответили – читаю умеренно; 34 % читают мало; 13 % - читают много, а 8 % вообще не читают художественную литературу. Давайте же разберемся, что означает «много» или «мало» и почему люди читают или не читают художественную литературу.

До 10 книг в год читают 17 % опрошенных

10 - 50 книг - 46 %

51 – 99 книг – 19 %

100 – 199 книг – 8 %

Шесть человек ответили, что читают более 200 книг в год, причем это люди старшей возрастной категории. Отметим, что это неплохой результат. Если взять во внимание мнение ученых о том, что для поддержания мозга человека в тонусе необходимо прочитывать 18 страниц ежедневно, то, произведя небольшие расчеты, получим в среднем 16 книг в год по 400 страниц.

Те 92 %, которые читают художественную литературу, ответили на вопрос почему они это делают. Здесь было предложено несколько вариантов ответов, которые распределились следующим образом:

я получаю удовольствие от чтения – 35 %

я читаю для отдыха и развлечения – 34 %

чтение  помогает  мне  отвлечься  от  окружающего  мира,  пожить  другой жизнью – 17 %

для повышения своего культурного уровня – 12 %

для расширения кругозора  – 12 %

мне это нужно по работе (учёбе) – 12 %

это моя личная ценность – 10 %

чтение даёт мне возможность эмоционального сопереживания – 9 %

чтение помогает мне жить, найти смысл в жизни, свой идеал, подсказку в поведении – 7 %

я хочу быть в курсе литературных новинок – 6 %.

8 % респондентов, которые сказали, что не читают художественную литературу, объяснили это тем, что «нет времени на чтение» - 5 %; «я не очень люблю читать» - 3 %. Хотя, если разобраться, мы всегда находим время на то, что любим и ищем отговорки о нехватке времени на то, что нам не нравится.

Что Вы больше всего любите читать из художественной литературы? На этот вопрос мы получили следующие ответы:

любовные романы – 24 %

исторические романы – 23 %

советская литература – 19 %

современные российские детективы – 18 %

современная зарубежная литература – 17 %

зарубежная фантастика – 16 %

русская классика – 16 %

современная российская литература – 16 %

зарубежные детективы – 15 %

современная российская фантастика – 11 %

поэзия – 11 %

зарубежная классика – 7 %

Из вышеназванного мы видим, что читатели предпочитают, хотя и с небольшим отрывом, любовные и исторические романы, детективы и фантастику. Но, в то же время, продолжают читать советскую литературу и русскую классику. В целом, спросом пользуются разные жанры, что не может не радовать.

Следующим пунктом мы попросили респондентов назвать фамилии авторов, чьи произведения они хотели бы прочитать. Самыми популярными здесь стали: Владимир Топилин – 28 человек; по 5 человек назвали В. Быкова, Д. Донцову, В. Колычева, Ю. Шилову и М. Шолохова; В. Астафьева и Т. Драйзера хотели бы почитать 4 человека. Единично были названы самые разнообразные авторы от А. Пушкина, А. Ахматовой и У. Шекспира до С. Джио, Д. Дивера и Л. Уингейт – всего 85 фамилий. Так что здесь библиотекарям есть над чем подумать при формировании своих книжных фондов.

На вопрос «Ваше отношение к чтению нехудожественной литературы» 40 % опрашиваемых ответили «не читаю»; «читаю мало» – 36 %; «читаю умеренно» – 21 %; «читаю много» - 3 %. Из 60 % читающих отраслевую литературу меньше 10 изданий в год читают 37 %; 11 – 50 изданий читают 21 % респондентов. И только 4 человека (2 %) читают от 50 до 100 отраслевых изданий в год. Ну что ж, для них всегда найдется в библиотеках много интересных отраслевых изданий, которыми библиотеки комплектуются не только самостоятельно, но и большую помощь в этом вопросе оказывает Фонд Михаила Прохорова, передавая в дар библиотекам края комплекты книг по различным отраслям знаний.

Не секрет, что интернет с каждым днем завоевывает все большее информационное пространство и отнимает у людей драгоценное время. Поэтому мы спросили наших читателей об их отношении к социальным сетям.

Использую редко, по необходимости – 34 %

Не использую – 32 %

Часто пользуюсь, если есть возможность – ежедневно – 24 %

Слишком часто, хотелось бы тратить на это меньше времени – 9 %

Как видим, поголовной зависимости от новомодных гаджетов пока еще в Тюхтетском районе нет. Причины, конечно, разные. Но, библиотекарей не может не радовать тот факт, что чем меньше времени проводят люди в соц.сетях интернета, тем больше его остается на чтение. Хотя современные тенденции развития общества все больше толкают нас в электронную сферу жизни: на сегодняшний день все библиотеки Тюхтетского района подключены к интернету, а к 2020 году планируется 100-процентное подключение к Национальной электронной библиотеке. Это позволит расширить круг чтения до мирового масштаба любого читателя из самого отдаленного уголка нашего района.

В заключение мы попросили участников анкетирования назвать свои основные увлечения (хобби), не связанные с чтением. Выяснилось, что большинство из женщин любит заниматься рукоделием – 69 человек, причем 42 из них увлекаются вязанием. У мужчин традиционно самое популярное рыбалка и охота – 28 человек. Цветоводством и работой в огороде увлекаются 23 женщины, а 9 мужчин в это время ремонтируют свою технику. Домоводством и разведением домашних животных заняты 18 человек. Есть и творческие люди, которые любят рисовать – 14 ч., петь – 12 ч., вырезать по дереву – 5 ч., сочинять стихи – 3 ч., танцевать и фотографировать – по 2 ч. Увлекаются спортом 7 человек из числа опрошенных. А еще разгадывают сканворды и просто смотрят телевизор.

В соответствии с увлечениями наших читателей библиотекари всегда рады помочь им в подборе информации по определенным темам: выставки книг и периодических изданий, обзоры, беседы, индивидуальное информирование или приглашение в клуб по интересам.

Подводя итоги, хочется сказать большое спасибо тем, кто дал правдивые и информативные ответы на наши вопросы. Мы, в свою очередь, будем работать над тем, чтобы читателям в библиотеках было комфортно, интересно, всегда нашлось что почитать и хотелось вновь и вновь возвращаться в Храм книг и знаний. Библиотекари рады видеть вас!

Ольга Садовская, Тюхтет

 

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

 

Накануне празднования Дня народного единства в Межпоселенческой центральной библиотеке состоялась интеллектуальная игра «РосКвиз».

Интеллектуальная игра «РосКвиз» - это командная игра на знание истории, административно-территориального устройства, культурного и исторического наследия Российской Федерации и её субъектов. 

Цель – развитие новых досуговых форм работы, популяризация культурно-содержательного, интеллектуально-обогащённого досуга.

Три команды приняли участие в данной игре: «УСПЕХ» - состояла из сотрудников Молодёжного центра «Успех» и их активистов, «КНИГОЛЮБЫ» - сборная команда работников культуры, «БУМЕРАНГ» - ребята из одноимённого молодёжно-досугового клуба, действующего на базе МЦБ. Каждая команда состояла из 6-ти игроков.

Игрокам предстояло пройти пять раундов различной сложности на логику, сообразительность и смекалку, такой своеобразный микс разных телевизионных шоу: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн-ринг».

Жюри должны были выявить самую эрудированную команду, которая и стала победителем.

Места распределились следующим образом: Со значительным отрывом победили «Книголюбы», они оправдали своё название, продемонстрировав свою эрудированность и более глубокие знания. Однако, много читают, много знают! (49 баллов); 2 место «УСПЕХ» (31 балл), и самая юная команда «БУМЕРАНГ» заняла 3 место, уступив взрослым игрокам всего лишь 5 баллов (26 б.).

Игроки и организаторы остались довольными прошедшим мероприятием. Играли с азартом, удовольствием и выразили желание в проведении таких игр хотя-бы  раз в квартал, а можно и чаще.

В эти праздничные дни игры РосКвиза прошли в 60 регионах России. В серии игр, посвященных Дню народного единства, приняли участие более 6,5 тыс. человек по всей стране. Это уже третья волна игр, которые проводятся в рамках нового формата интеллектуального досуга, предложенного сторонниками партии «Единая Россия». Первые две были приурочены ко Дню России и Дню Государственного флага Российской Федерации.

Вера Шабанова, Тюхтет

 

Большой этнографический диктант

 

Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант» прошла 1 ноября 2019 года в 11:00 часов по местному времени во всех субъектах России и за рубежом. Проведение акции приурочено ко Дню народного единства. Организаторами «Большого этнографического диктанта» выступают Федеральное агентство по делам национальностей и министерство национальной политики Удмуртской Республики. В России масштабная акция проводится уже четвертый год подряд, у нас в Тюхтетском районе - второй год. Участниками Диктанта могли стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Возрастных ограничений не было. Диктант позволил оценить уровень этнографической грамотности населения, их знания о народах, проживающих в России. Он привлекает внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений. Задания диктанта состояли из 30 вопросов: 20 вопросов – общих для всех и 10 региональных, уникальных для каждого субъекта. На написание диктанта участникам давалось 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.

В Тюхтетском районе в написании диктанта приняли участие 110 человек. Написание диктанта проходило на двух площадках в Тюхтете: Межпоселенческая центральная библиотека и Центральная детская библиотека. А также, впервые в этом году, к акции присоединились библиотеки Красинки, Лазарево, Новомитропольки, Зареченки и Верх-Четска. Средний балл - 56, средний возраст участников 39 лет, женщин - 82, мужчин - 28, самому старшему участнику 74 года и самому молодому 10 лет.

Результаты диктанта можно узнать на страничках социальных сетей: Одноклассники - Тюхтетская МБС, ВК – Тюхтетская МБС, сайт МБС, по телефону 2-14-72, а также в Межпоселенческой центральной библиотеке.

Всем огромное спасибо за участие в Международной просветительской акции «Большой этнографический диктант – 2019».

 Екатерина Рымарева, Тюхтет

 

 

Красноярский миллиард страниц

 

1 марта 2018 года открылся сайт «Красноярский миллиард страниц», где жители края могли оставить сведения о прочитанной книге, а страницы всех книг суммировались. Сайт создан в рамках краевого фестиваля «Читающий край».

В прошлом году среди самых активных участников проекта была награждена Красинская поселенческая библиотека № 2 Тюхтетской МБС, которой вручили комплект книг от партнеров проекта.

И вот, 31 октября на XIII Красноярской ярмарке книжной культуры были подведены промежуточные итоги этого марафона. Награждены наиболее активные библиотеки, среди которых заслуженно оказалась Межпоселенческая центральная библиотека Тюхтетской МБС, которой вручили комплект книг. Читатели этой библиотеки добавили на сайт 8 708 книг (3540362 страницы). Поздравляем!!! В целом же, Тюхтетский район на сайте марафона находится в лидерах, читателями добавлено 35 482 книги. Это заслуга не только тюхтетцев, но и читателей и библиотекарей поселенческих библиотек сёл: Красинка – 6 876 книг; Соловьевка – 3 326 книг; Лазарево – 3 237 книг; Новомитрополька – 2 867 книг; Ларневка – 2 426 книг; Верх-Четск – 1 619 книг; Двинка – 1 279 книг; Зареченка – 911 книг; Поваренкино – 413 книг; Чиндат – 346 книг.

На этом работа сайта не закончилась, его продолжают пополнять новыми книгами.

Мы просим вас принять активное участие в пополнении сайта «Красноярский миллиард страниц»! Читайте! Выставляйте книги! За справками обращайтесь к библиотекарям!

Ольга Садовская, Тюхтет

 

 

Как хорошо, что есть театр!

 

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

В Красинской поселенческой библиотеке № 2 прошла беседа «О театре несколько слов», оформлена книжная выставка «Пылающий факел театра», присутствовало 5 человек. Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron, что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.

Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В Древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Считается, что придворный театр 17 века создал предпосылки и прочную основу для развития театрального ремесла в России.

Первый национальный театр России. Назывался он в честь его основателя: Академический театр драмы имени Фёдора Волкова. 22 июля 1795 года в Москве в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец «Останкино». В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми обрядами. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.

Театры бывают разные: театр оперы и балета, театр оперетты, балетный театр, драматургический театр, ещё есть кукольный театр. Актёрский труд очень сложный. Актёрскому мастерству учатся годами: учатся владеть голосом, телом, жестами, мимикой, учатся быть наблюдательными, чтобы роль была правдивее. Сначала артисты играют роли в массовках, потом получают небольшие роли, а самые талантливые получают главные роли и становятся знаменитыми. Но есть примеры, когда актёр из маленькой роли делал шедевр. Не зря говорят: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. Актёр профессия важная, он – главное лицо в спектакле.

Театр – искусство коллективное. Каждый актёр должен согласовывать свою игру с игрой партнёра.

Ребятам было интересно, они смотрели книги на вставке.

            Юлия Сакова, Красинка

 

Мы разные, но мы едины!

 

В Соловьевке совместно библиотекарем и заведующей клубом было проведено мероприятие, посвященное Дню народного единства.

День народного единства – это воскрешенный государственный праздник, учрежденный в 1649 году Указом царя Алексея Михайловича. По этому Указу церковный праздник Казанской иконы Божьей Матери приобретает статус государственного. А с приходом советской власти в 1917 году традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Только с 4 ноября 2005 года произошло возобновление празднования Дня народного единства.

На мероприятии ведущими было рассказано об истории возникновения этого праздника. Рассказ ведущих сопровождался слайдовой презентацией, во время проведения мероприятия ведущие задавали вопросы, на которые посетители отвечали.

С историей не спорят, с историей живут!

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперед!

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Во славу тех героев живем одной судьбой

Сегодня День Единства мы празднуем с тобой!

Екатерина Романова, Соловьевка

 

Вместе с книгой мы растем

 

Ежегодно в октябре в Центральной детской библиотеке проходит Неделя дошкольника «Вместе с книгой мы растем». На мероприятия недели приглашались ребята детских садов «Солнышко» и «Колокольчик».

Литературно - познавательная игра «Угадайка» пригласила ребят в сказку. А что же такое сказка!? Это произведение, связанное с народным творчеством. Создавались сказки для развлечения и с воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Ребята называли своих любимых сказочных героев, а затем надо было назвать злых героев. Сказки бывают разные: о животных, бытовые, волшебные… Словом, это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Детям была прочитана «полезная сказка» Анастасии Ласточкиной «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!». Далее они приняли участие в викторине, которая состояла из 4 туров: «Загадки о сказочных героях», «Знаете ли вы?», «Сказочная одежда», «Сказочная обувь». В заключительном задании мероприятия при помощи электронной презентации ребята по картинке и репликам сказочных героев должны были отгадать названия сказок.

На встрече с интересной книгой Тамары Михеевой «Жили-были карандаши» прочли отрывки интересной истории, придуманной писательницей. В ходе чтения ребята выполняли творческие задания. В самом начале знакомства весёлая история познакомила детей с семилетним Волшебником и его чудесными друзьями – карандашами, дошколята узнали, как получается тот или иной оттенок. Мы не только читали книгу, но взяли в руки карандаши и начали экспериментировать. Интересным было задание с использованием синего и желтого цветов – ребята нарисовали море, речку, солнце, песок. Следующее задание было таким: попробовать добавить в синий цвет жёлтый. Детям очень понравилось экспериментировать: например, синее море они попытались закрасить желтым и получили зелёную поляну. Далее участникам был задан вопрос: каким бы цветом они раскрасили баклажан? Почти все сказали, что этот овощ фиолетового цвета и попытались найти соответствующий карандаш, которого нет. Тогда был предложен другой вариант: смешать красный и синий цвета. В итоге у всех получились очень красивые фиолетовые баклажаны. Дети стали настоящими волшебниками благодаря Тамаре Михеевой и ее книге!

Встреча с интересной книгой «Читаем Юлию Кузнецову» познакомила юных читателей с творчеством современной детской писательницы Юлии Кузнецовой. Для чтения была выбрана книга «Сказки для вредин». После чтения сказок ребята дружно обсуждали прочитанное, все они учат тому, что маленьких вредин бестолку ругать, лучше понять их и договориться.

Завершающий день недели был посвящен краеведению. Час искусства «Солнечный художник Красноярска: Андрей Поздеев» познакомил ребят с творчеством знаменитого красноярского художника Андрея Геннадьевича Поздеева. В детские и юношеские годы он проживал со своей семьей в нашем Тюхтетском районе, учился в Тюхтетской средней школе и в какой – то мере является нашим земляком. Детям был представлен цикл картин под названием «Город», а затем прошла дидактическая игра «Самый внимательный». Ребята хорошо усвоили данный материал и без труда находили правильный ответ.

Всю неделю внимание юных посетителей библиотеки привлекала книжная выставка «Волшебный книжный мир». Выставку посетило 36 ребят, книговыдача составила 44 экземпляра.

Мероприятия недели посетили 108 малышей. Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие нового, волшебного и необычайно интересного книжного мира. Библиотекари постарались сделать из простого посещения запоминающуюся встречу, которая, хочется надеяться, поможет детям проявить интерес к книге и чтению.

Библиотекари ЦДБ, Тюхтет

 

Волшебник и друг детей

 

Писать надо так, чтобы, читая, хотелось поцеловать каждую строчку.

Юрий Коваль

В Красинской поселенческой библиотеке № 2 прошел сториенд «Весёлая семейка Николая Носова», была оформлена выставка-путешествие «Книжные острова Николая Носова», присутствовало 5 человек. Каждый ребёнок знает его и его друзей. Николай Носов родился в ноябре 1908 года и детство его прошло в посёлке Ирпень недалеко от Киева. Учился в гимназии, которая затем была преобразована в школу - семилетку. Потом работал на заводах, но книги не забросил, его постоянно тянуло в искусство. Вся его последующая жизнь связана с кино, он работал режиссёром, постановщиком научных и учебных, мультипликационных фильмов.

По словам самого автора, писать для детей начал благодаря появлению на свет сына – придумывал для него разные забавные истории, вот и стали получаться первые рассказы. Так появился новый детский писатель Николай Носов и его замечательные рассказы «Мишкина каша», «Огородники», «Незнайка на Луне», «Живая шляпа». Ведь творчество – это всегда великая тайна, и у каждого творца она своя. Ребята по очереди вслух прочитали рассказ не до конца «Неожиданное препятствие». Рассказ о Мишке и его друге, которые решили сами сделать инкубатор. Они взяли книгу и стали смотреть чертежи инкубатора как он устроен. Есть бак с водой, от бака проведена труба к ящику с яйцами. Внизу бак нагревается вода проходит по трубе и обогревает ящик с яйцами, температура должна быть 39 градусов. Для инкубатора они приготовили все необходимое: принесли пустую консервную банку, взяли керосиновую лампу, смастерили фанерную коробку. Всё, инкубатор  был готов, но в этот момент домой пришла мама… Что было дальше, ребята должны были сами написать, чем закончился рассказ.

Вот что у них получилось:

- Мама наругала ребят, а после предложила свою помощь.

- Мама увидела в доме беспорядок, за лампу, которую они взяли, наказала ребят.

- Когда пришла мама, она услышала запах керосина, очень испугалась.

- Нет, нет! Что еще за игрушки с огнём. Мало тебе, что кипятком обваритесь, да ещё и пожар устроите. Как не просили маму, она не разрешила.

- Вот тебе и вывели цыплят! – сказал Мишка с досадой.

Юлия Сакова, Красинка