Лесники открывают двери

 

Лес - одно из главных богатств России, бесценный экономический и экологический ресурс страны. Его воспроизводство и рациональное использование — в числе государственных приоритетов. Сегодня перед отечественным лесным хозяйством и лесоперерабатывающей промышленностью стоит немало проблем. Перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.

26 февраля в читальном зале МЦБ прошел день профессии, который был посвящен лесничеству и который проходил в рамках Всероссийской акции «Лесники открывают двери». Руководитель КГБУ «Тюхтетское лесничество» Александр Росляков оказал содействие в профессиональной ориентации подрастающего поколения и пояснил почему необходим приток в отрасль будущих молодых специалистов. Был проведен экологический урок «Лес - человеку: ценности и услуги леса», где ребята познакомились с тем, что дает человеку лес и с правилами поведения в лесу. 

В читальном зале была оформлена выставка-знакомство «В гармонии с природой», по которой был проведен обзор представленной литературы: о лесе и лесниках, о Тюхтетском лесничестве, буклеты о Дивногорском техникуме лесных технологий, копии тематических статей из районной газеты «Голос Тюхтета», а также фото и детские рисунки. В заключение дня была проведена викторина «Лес». День прошел плодотворно и позитивно.

Екатерина Рымарева, Тюхтет

 

Язык родной, дружи со мной

 

Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.

Этой дате в Центральной детской библиотеке был посвящен час информации «Язык родной, дружи со мной». Ребята узнали историю образования этого праздника. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так? Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Присутствующие услышали легенду, события которой стали в дальнейшем называть «вавилонским столпотворением». Сейчас этот термин употребляется в значении суматоха, беспорядок, неорганизованность. По легенде, именно в результате этого столпотворения и произошли разные народы, говорящие на разных языках.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать. Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Ребята перечислили, какие языки можно услышать в нашем Красноярском крае. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

 В дальнейшей части часа информации участники показали, какими знатоками родного языка они являются. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок. В конкурсе «Дополни пословицу» нужно было вспомнить пословицы по началу фразы и продолжить их. В конкурсе «Крылатых выражений» необходимо было раскрыть их смысл. Очень активно прошел конкурс «Скороговорки», также без особых затруднений ребята справились с заданиями конкурсов «Шарады» и «Занимательные вопросы».

Надеюсь, что данное мероприятие поспособствовало осознанию того, что чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом и бороться за его чистоту. Будем беречь и любить наш русский язык, ведь с него начинается Родина.

Татьяна Дурандина, Тюхтет

 

С природой одной он жизнью дышал…

 

20 февраля в Центральной детской библиотеке была организована литературная гостиная, посвященная юбилею Михаила Михайловича Пришвина.

Всю жизнь бродил он по лесам,  

Деревьев знал язык,          

Птиц различал по голосам     

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд  

Средь сосен и дубрав,        

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать    

Красы полей и рек,       

И так о лесе рассказать        

Как этот человек!    (М. Цуранов)   

Такими словами мы открыли своё мероприятие. Ребята познакомились с выставкой «Добром пропитаны страницы». Присутствующие познакомились с жизнью писателя, узнали о том каким добрым писателем он был. Пришвин не любил жить в городе, он поселялся там, где рядом был лес, поля, речка. Всю жизнь вёл его по лесам и полям волшебный и сказочный колобок – его неустанная любознательность в познании жизни. Будучи уже в преклонном возрасте он мог уйти очень далеко в лес с ружьём и корзиной для грибов и ягод, а главное – с записной книжкой. Михаил Михайлович понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И нас, читателей, учил этому. Природе и человеку посвящено всё творчество Михаила Пришвина. «Мы хозяева нашей природы, - пишет М. Пришвин, - и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, - и их надо открывать и показывать». Он написал много книг, которые приносят радость всё новых и новых открытий. И мы, читатели, открываем в них всё новые и новые клады мудрости и поэзии, красоты и жизнелюбия. И говорим спасибо этому кудеснику и чародею за приобщение нас к его Берендееву царству. 

Затем участники начали путешествие по книгам. В игровой  форме мы зачитывали отрывки из рассказов, а потом отвечали на вопросы. Следующим этапом стала игра «Запоминайка». Ребята слушали рассказ «Гости» и должны были запомнить как можно больше животных, которые в нём упоминаются. Это могли быть звери, птицы, насекомые. Следующим этапом была викторина по рассказам М. Пришвина «Кому принадлежат эти слова». «Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвину). О какой ягоде говорит автор в рассказе «Кладовая солнца»: «Полезная и целебная, с ней хорошо пить чай. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод» (клюква) и т.д. Ребята принимали активное участие.

Нина Грасюкова, Тюхтет

 

Не перейти черту

 

Недаром говорят: «Наркомания это болезнь, но без одной стадии – полного выздоровления». Если задуматься и посмотреть на общую ситуацию в мире, не углубляясь, то любому станет понятно, что на сегодняшний день на земле не осталось ни одной страны, куда бы не проникла наркомания и эта катастрофа достигла апогея. Наркотические мафии управляют государствами в Латинская Америке, имеют свои армии в Юго-восточной Азии. Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Государства борются доступными им способами, но проигрывают на всех фронтах. Наркодельцы в России ищут новые рынки сбыта и, конечно, основными потребителями становятся молодые люди, которые ничего не боятся в этой жизни и хотят попробовать всего и много. Взрослый человек сто раз подумает, а стоит ли овчинка выделки. Какая только гадость не предлагается и в таблетках, и смесях для курения, и в инъекциях. Только деньги плати. Мы, взрослые, видим, что особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Самое страшное то, что наркотики стали употреблять даже дети. Все знают, что борьба с наркоторговлей малоэффективна: наркотиков много и они в шаговой доступности от потребителя. Человек остаётся один на один с выбором дальнейшего пути. Профилактические программы, направленные на предотвращение злоупотребления наркотиков и токсикантов не получили должного распространения в нашей стране. Кому-то это не выгодно. Огромные деньги стоят на кону. Но учреждения культуры, образования и здравоохранения вели, ведут и будут вести профилактическую работу по этому направлению, просвещая и информируя население о вреде наркотиков.

Об этом мы говорили на кинолектории «Не перейти черту», проведённом совместно с РДК для старшеклассников ТСШ №1. Просили каждого из присутствующих задуматься и найти в себе силы отказаться от предлагаемого зелья, если когда-нибудь это случится. Ведь в большинстве случаев предложение исходит от близкого человека: друга, знакомого и даже любимого. И это, наверное, самое сложное в жизни - не перейти черту. Не махнуть на себя рукой, остаться человеком. Ведь потом, как показывает жизнь – не будет ни совести и ни стыда. Смотрели видео и каждый делал для себя выводы. Конечно, молодые люди с долей скепсиса относятся к предостережениям. Это становится невыносимым, когда касается кого-то лично, самого больного и его близких. И если сегодня слушателям и зрителям это кажется не нужным, то может пригодиться в будущем. Ведь они поедут в города, где соблазны рядом: и на дискотеке, и даже в самом учебном заведении. И может быть кого-то остановит полученная раннее информация.

Татьяна Айгистова, Тюхтет

 

Афганистан - это память и боль

 

Где только нет сынов твоих, Россия?

Они сражались и побеждали зло:

В Отечественной много покосило,

В войне Афганской сколько полегло?

Надежда Шевцова

История любого народа – череда нескончаемых войн. Сколько их было - не счесть. Закончилась и ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг». В том числе наши земляки, ребята из Тюхтетского района.

Прошло время, но до сих пор остается актуальным вопрос: нужны ли были наши ребята в Афганистане? И нет однозначного ответа, более того, мнения резко расходятся.

И не случайно 15 февраля, в День вывода войск из Афганистана, собралась молодёжь клуба «Бумеранг» в Межпоселенческой центральной библиотеке на открытый диалог "Нужна ли обществу память об Афганской войне?" Пригласили на мероприятие и представителей молодёжного центра «Успех».  Диалог получился живой, каждый из ребят высказал свою точку зрения.

На фоне общих сведений об Афганистане поимённо вспомнили о воинах-интернационалистах Тюхтетского района. Оказалось, что многие ребята не знали, что некоторые односельчане, живущие рядом с ними - участники тех грозных событий.

В мероприятии использовали информацию с сайта «Тюхтетский АФГАН» (http://afganvoina.narod.ru/) и папок-информ, расположенных на краеведческой выставке-панораме «Сердцу милый уголок».

Им было, в среднем, лет по двадцать… Каждого из них ждали родные, невесты, друзья. И пусть до сих пор бытует много мнений о сущности этих войн, противоречивых и разных, но солдаты приказы не обсуждают, а выполняют. Пусть память о погибших наших парнях останется в сердцах людей навсегда.

В преддверии Дня защитника Отечества молодёжь клуба "Бумеранг" совместно с добровольцами Добровольческого агентства «Тюхтетский доброволец» поздравили воинов-интернационалистов с праздником и вручили им небольшие сувениры, изготовленные своими руками.

Вера Шабанова, Тюхтет

 

Афганистан - наша боль

 

Война! Твой страшный след

Живёт в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след –

И в книгах, что на полках.

Н. Старшинов

15 февраля в Красинке совместно со школой, СДК и библиотекой прошел час истории «Афганистан - наша боль», присутствовало 10 человек. Афганистан, Чечня, Сирия – незаживающая рана для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким солнцем. Из Тюхтета приехали ветераны-афганцы почтить память нашего земляка, погибшего в Чеченской республике Сергея Куликова, возложили живые цветы на аллею памяти «Три поколения». А после были приглашены на мероприятие, куда также были приглашены родители участников боевых действий. 

В начале рассказали, что 15 февраля - дата вывода советских войск из Афганистана, война длилась девять лет один месяц и 19 дней. Этот день, день памяти воинам-интернационалистам. Ребята старших классов приготовили стихотворение и монолог. Посмотрели презентацию «Простые парни нашего села» о наших парнях, воевавших в горячих точках. Патриотические чувства к родной земле и людям, участие в боевых действиях пробудили особенные творческие способности у многих воинов. Педагоги школы  рассказали о наших односельчанах, какими они были в стенах школы. Разговор начнём о ветеранах боевых действий в Чеченской Республике, это Сергей Саков, Алексей Мальцев, Николай Колистратов, Сергей Куликов, погибший в Чечне, награжден Орденом Мужества посмертно. Два наших паренька недавно проходили службу по контракту, это Иван Сокольчик и Иван Стремужевский. Но и сейчас в мирное время наши земляки служат в горячих точках, защищают нашу Родину от терроризма. Было предоставлено слово участнику боевых действий Николаю Гончаренко.

В заключение посмотрели видеоролик «Мы обязаны вами гордиться». Сражения кончаются, а история вечна. Уходят в историю войны, но в памяти людской им еще жить долго, потому что их история написана кровью солдат и слезами матерей.

            Юлия Сакова, Красинка

 

Пою тебе, мой край родной

 

11 февраля в воскресный день собрались в уютном читальном зале МЦБ участники литературно-творческого объединения «Родник». Не всегда получается собраться вместе в определённый день, поэтому все были рады увидеть того, кто пропустил несколько встреч. Михаил Егорович Реодько приехал из Новомитропольки с новыми интересными рассказами, которые мы слушали, затаив дыхание. Он всегда пишет о том, что действительно происходило когда-то и как истинный художник слова приукрашивает совсем немного. Но от этого повествования только выигрывают, становятся ближе нам, слушателям и читателям. Вот мы с молодой девушкой (будущей мамой Фёдора Ивановича Шидловского) из рассказа «Сёстры» идём по снегу за соломой, и нас окружает волчья стая. Приходится забираться на берёзу и ждать спасения, замерзая на морозе. И только чудо спасает её в лице мужчины, у которого распряглась лошадь и он, остановившись на трассе, услышал крики и понял, что кто-то в опасности. И сцена, где волки безнаказанно рвут собаку, прямо перед глазами. Старожилы помнят, как в тайге за деревней Красинкой упал военный самолёт, погибли семь человек. Из этого факта получился рассказ «Гул тайги» о семье пасечника, который помогал искать место катастрофы в глухой тайге. И мужчины вспомнили, где видели остатки от самолёта, и когда это было. В рассказе «Домовой» поднята тема «ненужных» детей, и эту тему продолжила Тамара Александровна Филипович в своём стихотворении «Мольба».

Вот уже который вечер

Ножками в животик бью.

С нетерпеньем жду я встречи

Я, конечно, вас люблю…

Мама с папой, помогите!

Дайте мне увидеть свет.

Какой есть, таким примите.

Не отказывайтесь. Нет!

Наталья Лозенко читала новые стихи о медведице с детёнышем, которых охотник пощадил, ушёл с пустыми руками, пожалев семью. Стихи, посвященные сестре, затронули струны души, потому что нельзя не почувствовать эту любовь. Валентина Смирнова прочитала рассказ «Тетеревиный ток», о том как с братом наблюдала за токовищем. С рассказом перекликается стихотворение Николая Ивановича Пытько «Песня глухаря» про таёжного красавца, на которого любуются все.

Песня, как душевный крик

О своей любви.

Глохнут от него на миг

Птицы – глухари.

Владимир Иванович Гринь вспомнил годы молодости и службы в рядах Советской Армии, которой было отдано три года. Про это и пелось в песне, сочинённой автором, и которую мы с удовольствием прослушали. На бис исполнил свою любимую «Туманы, туманы, верните мне маму». Слёзы наворачивались на глаза, каждый вспомнил своё сокровенное. Присутствовал Роман Михайлович Лозенко. Он пообещал нам помощь с фотографиями, поблагодарил за встречу и за то, что по-новому увидел авторов, они для него открылись в новом ракурсе.

Потом собрали проработанный материал для сборника для Тамары Васильевны Пытько. Она согласилась проверить тексты на орфографию и пунктуацию. У нас получился замечательный поэтический марафон, расставались, проведя в библиотеке больше трёх часов, которые пролетели незаметно. До новых встреч, родниковцы!  

Татьяна Айгистова, Тюхтет

 

С улыбкой на лице и с книгой у сердца

 

Взгляните, с каким интересом книги Коваля усваиваются любым возрастом…

Его хочется читать вслух... Хочется читать вслух близкому, родному человеку…

Яков Аким

9 февраля исполнилось 80 лет со дня рождения советского детского писателя Юрия Иосифовича Коваля. К этой дате в Центральной детской библиотеке прошёл час информации «С улыбкой на лице и с книгой у сердца».

Юрий Иосифович Коваль – талантливый многогранный писатель, переводчик, киносценарист, художник, автор-исполнитель песен. Но, прежде всего, Коваль – неподражаемый мастер слова. Особенность его творчества в том, что он видит окружающий мир глазами художника, не так как видим его мы, и реальная жизнь приобретает в сказках, рассказах, повестях Юрия Коваля признаки чуда. Писателю удаётся простыми словами, с улыбкой, по-доброму рассказать ребятам о глубоких человеческих переживаниях, о любви к окружающему миру, о верной дружбе и больших благородных делах. Книги автора несут большой воспитательный потенциал, хотя в них нет ни капли назидательности или поучения. При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг: «Алый», «Листобой», «Картофельная собака», «Кепка с карасями», «Полынные сказки», «Пять похищенных монахов», «Недопесок», «Самая легкая лодка в мире» и другие. По сценариям Коваля сняты два художественных фильма: «Пограничный пес Алый» и «Недопесок Наполеон третий» и более десятка анимационных фильмов.

Коваль любил природу и уединение. Много путешествовал по стране, и после таких путешествий рождались его произведения, которые любят дети и взрослые. Однажды он получил задание от редакции журнала «Мурзилка» поехать на погранзаставу и написать стихи о границе. Вместо этого получился потрясающий рассказ о пограничной собаке – «Алый». В 2018 году исполняется 50 лет со дня опубликования этого рассказа.

В начале мероприятия ребята познакомились с творческой биографией Юрия Иосифовича Коваля, они узнали, что ещё в школьные годы он сочинял шуточные и лирические стихи на уроках, вместо того, чтобы решать задачи по математике. А затем состоялись громкие чтения рассказа «Алый», которое сопровождалось показам диафильма выпуска 1971 года. Дети с большим интересом прослушали и приняли участие в обсуждении полюбившегося всеми произведения. Рассказ «Алый» для прочтения выбран был не случайно, т.к. мероприятие проходило накануне Дня защитника Отечества, а в этом произведении затронута тема о службе на границе. В нем нет благополучного конца, наверное, писатель стремился убедить нас в том, что трагедии в жизни тоже есть, они заставляют человека проявлять своё мужество. Настоящий, достойный человек стойко переносит боль.

Главные герои Алый и Кошкин – это пример для ребят, пример настоящей, истинной дружбы между человеком и животным. Это пример взаимопомощи, мужества, любви к родине. В заключение мероприятия ребятам было предложено в технике оригами сделать закладку - собаку и придумать ей кличку. Юные мастера с удовольствием увлеклись творческим процессом. Закладки, сделанные руками детей, получились очень разнообразными и, несомненно, каждая отражала индивидуальность и характер маленьких творцов.

Хочется, чтобы дети читали именно такие книги, весёлая атмосфера произведений писателя нравится читателям всех возрастов. Добрый юмор, забавные сюжеты и персонажи способны увлечь самого ленивого читателя.

«Нельзя уберечь ребёнка от бурь реального мира. Но как бы ни велики были эти бури, мир должен встречать ребёнка доброй улыбкой. Этот по-доброму улыбающийся мир встаёт в книгах Ю. Коваля». Тимур Гайдар

Елена Пипинева, Тюхтет

 

Познавая мир профессий

 

Молодежь сегодня в числе главных целей своей жизни определяет выбор профессии. И осознано начинают это делать с 8 класса. Потому что выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессиональную судьбу молодые люди намечают, как правило, к окончанию школы.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные наклонности, реально оценивать свои возможности.

Поэтому час познания «Шаг в будущее» восьмиклассникам ТСОШ № 1 поможет сделать первый шаг в этом направлении! В игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии. Все вопросы, так или иначе, имели отношение к профессиональной деятельности. Решили оставить момент соревнования. Класс разделился на две команды – парни против девушек. За каждый ответ команда получала 1 балл. Конкурсные задания были разными. По описанию нужно было определить название профессии. Назвать начало пословицы, вспомнить синонимы профессий. Группировали профессии на категории: физический труд и умственный. Команды испытывали затруднения с заданием, где мы разбирали названия профессий в женском и мужском роде. Например: если женщина балерина, то он - … (танцовщик). Потом на конкретных примерах разбирали профессии журналиста и бухгалтера. Сферу деятельности, требования профессии к человеку, медицинские противопоказания, профессиональный рост. Оказалось, что не всё так просто с этими знакомыми нам профессиями. Говорили о том, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.

Команда девушек опередила парней на один балл, что говорит об имеющихся знаниях у молодых людей. Час познания прошёл весело, азартно. Учащиеся узнали что-то новое для себя, и, надеюсь, это останется у них в памяти и когда-то пригодится в жизни.

Татьяна Айгистова, Тюхтет

 

Ужасно интересно всё то, что неизвестно!

 

Наука — не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники.   

Д. Бернал

Наука играет важную роль в истории человечества, нашего государства, каждого отдельного человека. Во все времена научная мысль являлась сердцем научно-технического прогресса. Ученые, исследователи, изобретатели, естествоиспытатели, их труды и открытия давали толчок новому витку развития человеческой цивилизации. Так было в античном мире, в средние века, в эпоху Просвещения, в XIX и XX веках… Особенно это становится актуальным в XXI веке. Что окружало бы нас сегодня, каким был бы мир, если бы не работа выдающихся умов! Ученый-гений Ломоносов М.В., химик Менделеев Д.И., авиастроитель Циолковский К.Э., медик Пирогов Н.И., физик Тесла Н., физиолог Павлов И.П., биологи Мичурин И.В., Мечников И.И., изобретатель Кулибин И.П., математики Лобачевский Н.И. и Ковалевская С.В. Кому-то эти имена еще не знакомы, кто-то их уже слышал от своих родителей или учителей… Это великие ученые нашей страны – мужчины и женщины, известные во всем мире. Перечислять фамилии русских ученых можно очень долго, многих уже нет на этом свете, но память о них до сих пор жива. Каждый год открываются имена новых ученых - молодых и не очень, готовых к покорению мира науки, наполненного удивительными тайнами и загадками.

В русском языке есть слово-вопрос: «Почему?». С него пробуждается интерес к науке, начинается любое открытие. Если человек захочет узнать о смене времен года, дня и ночи, возрасте дерева или рыбы, захочет понять такие природные явления, как листопад или снегопад, он обязательно задаст вопрос: «Почему?». Оказывается, быть почемучкой похвально, ибо всякая наука начинается и всякий ученый рождается с простого «почему?».

Развитию науки в нашей стране уделяется огромное внимание. Прежде всего, благодаря постоянной поддержке президента РФ В. В. Путина. Лучшие достижения науки и техники отмечаются государственными премиями и наградами.

В Центральной детской библиотеке с 22 по 26 января прошла Неделя науки и техники. Открыла Неделю презентация книжной выставки «От тайны к знаниям». Трудно представить современную жизнь без телевизора, телефона, автомобиля и многих других технических изделий, прочно вошедших в наш быт. А ведь всё это сложные устройства, созданные благодаря долгим научным изысканиям. Стало быть, наука и техника это нечто неразделимое – техническая эволюция. На выставке вниманию юных читателей в разделе «С книгой в мир интересных наук» была представлена различная познавательная литература. Раздел «Техника вокруг нас» знакомил с книгами по истории транспорта: кораблей, автомобилей, поездов и самолётов, а также литературой, рассказывающей о современной бытовой и военной технике.

Очень увлеченно прошел час познания «Я б в учёные пошёл, пусть меня научат». Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который всё знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». И конечно, в этом могут помочь книги научно – познавательной литературы, знакомство с которыми и состоялось вначале мероприятия. Далее  юным участникам предстояло ответить на вопросы викторины, при поиске ответа они имели право пользоваться представленными книгами.

В ходе часа познания ребята узнали, что мир математики не так скучен и однообразен, как кажется. Библиотекарь, как настоящий фокусник, показала разные математические фокусы, например, «Угадай задуманное число», «Число Шахерезады» и другие, объясняя каждый из них. Дети поняли, что цифры могут стать инструментами фокусника ничуть не меньше, чем другие волшебные предметы.

Книги по химии и физике юным исследователям помогли разобраться в сложных науках. Предложения поучаствовать в проведении химических и физических опытов и экспериментов привело в полный восторг – всем ребятам без исключения хотелось принять участие. Был сделан «Водолазный колокол», надували воздушный шарик с помощью соды и уксуса. Дети узнали, как можно потушить свечу углекислым газом, сделали яйцо с зеркальным эффектом и многое другое. Каждый эксперимент  объяснялся с точки зрения научно-познавательной литературы. Стоит отметить, что для детей даже самые элементарные опыты и известные факты науки и техники явились настоящим открытием.

24 января прошла интеллектуальная викторина «Дети и техника». Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и процессы их изготовления человеком для осуществления какой-либо деятельности, в том числе: машины, механизмы, оборудование, аппараты, инструменты, приборы и т.д., а также системы взаимосвязанных технических устройств (в частности, агрегаты, установки и строительные сооружения). В начале мероприятия ребята узнали в целом, что такое наука и техника, затем им было предложено принять участие в интеллектуальной викторине. В самом начале ребята отвечали на вопросы, далее отгадывали загадки. Затем ведущая предложила каждому участнику нарисовать любой предмет на выбор из квадратов и отгадать, что изобразил каждый участник. В заключение ребята сделали самолетики из бумаги и запустили их. Задачей каждого было запустить свой самолетик как можно дальше.

Завершающим мероприятием недели стала познавательная программа «Путешествие в королевство наук». В стихотворной форме присутствующих ребят приветствовали науки, которые они изучают в школе (математика, физика, химия, география, биология, русский язык и т.д.). Далее они познакомились с понятием «научно – технический прогресс». Это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач и, в конечном счете, приводит к повышению благосостояния народа.

В ходе познавательной программы ребята узнали, что первый паровоз появился в России на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову (1774-1842) и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову (1803-1849). А появление на свет радио осуществилось благодаря русскому физику, инженеру-электрику, профессору и изобретателю – Александру Степановичу Попову. Оно могло передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Телевизор также изобрели именно наши учёные. 25 июля 1907 года Б.Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов. А в 1911 году он продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу. Без следующего изобретения не может обойтись современное общество. Многие заблуждаются, считая ПК изобретением американским. Омский конструктор и инженер Арсений Анатольевич Горохов ещё до появления ПК в Америке, в 1968 году представил русскому научному обществу своё изобретение.

Русский малоизвестный талант - Александр Федорович Можайский помог человечеству покорить воздух. Он первый во всём мире смог собрать воедино теоретические знания, изучить опыт предшественников и, не смотря на сложную обстановку, бюрократию и ограниченность в возможностях, смог создать самолёт, способный поднять человека в воздух. Его подвиг смог прославить Родину на весь мир. К сожалению, трудов по описанию проделанной им работы не сохранилось, как и чертежей самого изобретения. Кроме успехов наших учёных в самолётостроении, следует отметить и их успехи в постройке вертолётов. Большая величина в развитии авиации Борис Николаевич Юрьев. Он придумал, как сделать основной узел вертолёта. Благодаря этому стало возможна постройка современного аппарата. Вертолёт стал более устойчив, появилась возможность его безопасного управления лётчиками.

В 1911 году проложил безопасную дорогу с воздуха на землю для лётчиков, техника которых получила неисправность во время полёта, русский военный Г.Е. Котельников. Он предложил использовать в таких случаях компактно складывающийся парашют. Шёлковый купол при помощи строп крепился на плечевых обхватах подвесной системы. Немного позже появился ранец для парашюта.

Великий учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев составил свою таблицу химических элементов. Его изобретение актуально и в наши дни. Химики и учёные в других областях науки всех стран с успехом пользуются периодической таблицей Д. И. Менделеева. Еще один не менее известный учёный и изобретатель Ломоносов Михаил Васильевич оставил огромный след во многих областях человеческой деятельности – литература, физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия. Эта познавательная программа познакомила юных посетителей только с некоторыми великими русскими деятелями. Они узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир.

Всего мероприятия Недели науки и техники посетило 62 ребенка среднего школьного возраста. Важно помнить, что каждый может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. Главное для этого получить необходимые знания. Любому обществу нужны одаренные люди, поэтому так важно именно со школьной скамьи выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. К этому и стремится коллектив библиотеки, проводя подобные мероприятия.

Татьяна Дурандина, Елена Пипинева, Тюхтет

 

Как на масленой неделе…

Как на масленой неделе

Из печи блины летели,

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи,

Масленица, угощай,

Всем былиночков подавай.

С пылу, с жару - разбирайте.

Похвалить не забывайте.

Масленица - один из самых любимых и сытных народных праздников. Он ассоциируется с началом весны и изобилием на столе румяных блинчиков. Масленица не имеет твердой даты и празднуется за 7 недель до Пасхи, выпадая на вторую половину февраля или первые дни марта. Отмечают этот веселый праздник целую неделю.

В Соловьевке в «Прощеное воскресенье» на развлекательной программе «Как на масленой неделе» было весело и задорно, два веселых скомороха скучать не давали, они рассказали о каждом дне масленицы и его ритуалах, затем провели традиционные веселые конкурсы: «Бег в мешке», «Загадки о масленице», «Бой на бревне мешками», «Перетягивание каната», «Гонки на метле», «Поднимание гири», «Конкурс частушек», «Снежки в ведро», «Хоккей», «Лотерея».

Наши предки считали, что те, кто не веселятся на Масленицу, проживут наступивший год бедно и безрадостно. Затем по традиции всем присутствующим дали отведать блинов. Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

В завершение программы все были приглашены на традиционное сжигание куклы-чучела. Ритуальное сжигание куклы имеет глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками.

Мероприятие оставило всех с хорошим настроением и теплыми воспоминаниями!

Екатерина Романова, Соловьевка

 

Масленица честная, широкая, веселая, сырная неделя

 

Масленица - один из самых любимых народных праздников. Основа традиционного действа  - борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся веселым сожжением чучела Зимы или Масленицы. В России этот праздник отмечался повсеместно, празднуется он и сейчас. Масленичные ритуалы давно стали веселыми игровыми обрядами, а обилие подходящих для праздника забав, веселых состязаний, игр просто неисчерпаемо.

Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Прощай, зима сопливая!

Приходи, лето красное!

Возьму соху, борону

И пахать пойду!

В 2018 году масленичная неделя - Сырная Седмица выпала с 12 по 18 февраля. В читальном зале была оформлена выставка – просмотр «Сырная седмица» и 12 февраля в первый день масленичной недели была проведена презентация выставки «Ты пришла с добром, наша Масленица», где читатели МЦБ познакомились с книгами предоставленными на выставке, которые раскрывают историю праздника, традиций и обычаев, а также рецепты блинчиков на разные вкусы.

Клубом «Ассорти» был сделан и оформлен библиотечный квилт «Как на масленой неделе», 16 февраля был проведен мастер-класс «Масленицу наряжаем, зиму провожаем». Ну, и в заключение всей недели были масленичные посиделки «А у нас Разгуляй», участники клуба «Ассорти» и просто гости отведали горячих блинов и блинчиков с сюрпризом. На импровизированных блинах были вопросы викторины. Блинная викторина про Масленицу прошла на ура, также как и сами посиделки.

Екатерина Рымарева, Тюхтет

 

Дети капитана Гранта

 

В Соловьевской поселенческой библиотеке была проведена литературная гостиная «Дети капитана Гранта», посвященная великому французскому писателю - фантасту и путешественнику, мечтателю и романтику Жюлю Верну, которому исполнилось 190 лет со дня рождения.

Библиотекарь познакомила читателей с биографией писателя, они узнали интересные факты о жизни Жюля Верна: о том, где родился и жил знаменитый писатель; что у него было много братьев и сестер. С детства маленький Верн мечтал о дальних странах и путешествиях. 

Жюль Верн был неутомимым путешественником. На своей яхте "Сен-Мишель-III" он дважды обошел Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию. Наблюдения и впечатления, полученные во время этих путешествий, постоянно использовались писателем в его романах. Жюль Верн был необычайно прозорливым человеком. Он предвидел появление подводных лодок и авиации, звукового кино и дальнобойной артиллерии, полетов на Луну и путешествий вглубь Земли. Но Жюль Верн не только предвидел и фантазировал. Он задумал не больше ни меньше как описать весь земной шар – природу, животный и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты. Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли.

Это единственный писатель, именем которого назван лунный кратер, расположенный на обратной стороне Луны.

Полное собрание сочинений Верна в 88 томах начало выходить в России, начиная с 1906 года, то есть сразу же после смерти писателя. Жюль Верн – автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов.

Библиотекарь представила книги писателя для обзора. А самому известному и популярному его произведению, которому также было уделено внимание, «Дети капитана Гранта» в этом году исполнилось 150 лет. Роман был полностью опубликован в 1868 году. Читателям была рассказана завязка сюжета романа и была проведена небольшая викторина, состоящая из трех пунктов: «Самое лучшее средство от…и для», «Возможно ли так?», «Вопросы».

Литературная гостиная произвела неизгладимое впечатление на посетивших мероприятие, они с удовольствием взяли книги для чтения дома!

Екатерина Романова, Соловьевка

 

Загадки природы

 

В Соловьевской поселенческой библиотеке 4 февраля была проведена детская литературная викторина «Загадки природы», посвященная Михаилу Михайловичу Пришвину, которому исполнилось 145 лет со дня его рождения.

Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же, любил наш русский лес. Почитайте его книги и вы узнаете сколько чудес он там видел. Пришвин писал так: "Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват».

Он учил любить свою родную землю, беречь её. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!

Ребятам в кратком вступлении была рассказана биография писателя, а затем проведена викторина. По рассказам «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Ёж» было задано 20 вопросов, затем прочли рассказ «Дятел», по которому нужно было выбрать один из вариантов ответов, угадывали главных героев рассказов, кто что ест, по первым строчкам угадывали название рассказа.

Самым активным участником стала Демьянова Марина.

С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Это можно было бы сказать о Пришвине. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким, каким был Михаил Пришвин.

Екатерина Романова, Соловьевка

 

200 дней и ночей

 

2 февраля - очень важная дата в истории нашей страны, в этот день отмечается один из Дней воинской славы России, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

И сегодня, спустя 75 лет, память о событиях крупнейшей битвы Великой Отечественной войны не затупилась о камень времени. 200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю как самые кровопролитные и жестокие. При обороне города погибли и были ранены более миллиона советских солдат и офицеров. Сталинградская битва стала крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны и одним из переломных моментов в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

2 февраля 1943 года стало роковым для немецко-фашистской Германии. В этот день закончилась историческая Сталинградская эпопея. Была полностью ликвидирована 330-тысячная армия, захвачены в плен 91 тысяча солдат, офицеров и генералов во главе с командующим генерал-фельдмаршалом Паулюсом. Среди захваченных трофеев: 5782 орудия, 1666 танков, 744 самолёта, 80438 автомашин и др. Военная мощь фашистской Германии была значительно подорвана. Гитлер объявил трёхдневный траур по всей Германии по случаю катастрофы 6-й армии в Сталинграде.

В память об этом событии в МЦБ для читателей, а также старшеклассников ТСОШ №1 прошёл День информации "Сталинград: 200 дней мужества". Он состоял из часа информации, выставки-информ с одноимённым названием и викторины "Что мы знаем о Сталинградской битве?". Всего присутствовало 28 человек. Из них 19 человек молодого поколения. Выдано присутствующим на мероприятии 32 книги, из них 12 молодёжи. Благодаря мероприятию в библиотеку записалось 9 новых читателей.

Вера Шабанова, Тюхтет

 

Великий мечтатель

 

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о слове младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

                     А. С. Пушкин

В Красинской поселенческой библиотеке № 2 прошел вечер – портрет «Великий мечтатель», посвященный Василию Андреевичу Жуковскому. В Третьяковской галерее висит портрет В. А. Жуковского, написанный в 1816 году его знаменитым современником Орестом Кипренским. Цель - познакомить ребят с творчеством Жуковского, выразительно читать стихотворные произведения. Мероприятие было сопровождено презентацией «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье - пробужденье». Ребята познакомились с биографией поэта, разговор шел о литературной балладе. В 1808 году В. А. Жуковский начинает писать баллады, он поэт – романтик. И мы с вами прочтем балладу «Светлана». Сам он  весьма скромно оценивал художественные достоинства своего творения, писал об этой балладе: «В ней больше чудеса, очень мало складу». После прочтения баллады ребята ответили на несколько вопросов. В заключение сделали вывод: все баллады В. Жуковского больше выдумка, чем правда.

Юлия Сакова, Красинка