Символы России. Космические достижения

 

18 ноября по всей стране прошла Всероссийская Олимпиада, в которой приняли участие и наши читатели. С целью привлечение внимания подрастающих поколений к российской программе освоения космоса, выявления и развития у детей и подростков интеллектуально-аналитических способностей и интереса к исследовательской деятельности Российская государственная детская библиотека организовала и провела данное мероприятие. Координатором Олимпиады в Красноярском крае стала Красноярская краевая детская библиотека.

В Тюхтетском округе было организовано 9 площадок: в ЦДБ, в поселенческих библиотеках Ларневки, Красинки, Соловьевки, Леонтьевки, Зареченки, Новомитропольки, Двинки и Верх-Четска. Всего приняли участие 73 ребенка в двух возрастных категориях: от 10 до 12 лет – 38 человек; от 13 до 16 лет – 35 человек.

В связи с тем, что в районе напряженная эпидемиологическая обстановка и запрещены массовые мероприятия, отвечали дети на вопросы олимпиады в индивидуальном порядке в течение дня, с соблюдением всех мер предосторожности. Каждый участник получил собственный экземпляр олимпиадного задания, соответствующий его возрастной категории, и выполнил задание в библиотеке. Во время проведения Олимпиады не допускалось использования средств связи, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации.

Участникам Олимпиады предлагалось ответить на 10 вопросов победителей конкурса «Символы России. Космические достижения». Из них: девять тестовых заданий, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из трех предложенных; одно задание, требующее развёрнутого ответа. Каждый правильный ответ первых девяти тестовых заданий оценивался в 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов. Десятое задание, требующее развёрнутого ответа, оценивалось от 0 до 10 баллов. Количество баллов складывалось из оценки содержания ответа с наличием аргументации и отсутствием или незначительным количеством стилистических и грамматических ошибок.

Вопросы были, скажем так, не самые простые, даже взрослым трудно было правильно ответить на них. Например, вопрос в младшей группе: Все знают про полёт в космос собак Белки и Стрелки, а кто такие Нюрка, Анита и Арабелла, тоже слетавшие в космос? Варианты ответов: 1) мух-дрозофил Нюрка, садовые пауки Анита и Арабелла; 2) черепаха Анита, кролик Нюрка, свинохвостая макака Арабелла; 3) макака-резуса Арабелла, кошки Анита и Нюрка. Правильный ответ под цифрой 1.

Или в старшей группе вопрос № 2: Под руководством какого учёного был разработан первый в мире электротермический реактивный двигатель и целый ряд двигателей, на которых до сегодняшнего дня летают космические носители "Союз" и "Протон", а также межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода", которая известна на Западе как "Сатана". Варианты ответов: 1) Валентин Петрович Глушко; 2) Михаил Клавдиевич Тихонравов; 3) Георгий Александрович Тюлин. Правильный ответ под цифрой 1.

Последние вопросы, на которые нужно было дать развернутый ответ, также были не из легких. Например, младшие участники должны были ответить, какая «пустяковая» вещь прикреплена к правому рукаву выходного скафандра и каково её предназначение в открытом космосе? Ответ: Это зеркальце, с помощью которого космонавт может видеть всё, что находится у него за спиной, потому что голову в скафандре назад не повернёшь. Сейчас, когда космонавты работают в открытом космосе, им необходимо управлять работой скафандра: регулировать подачу кислорода, вентиляцию, температуру, управлять бортовыми системами. Именно поэтому надписи на скафандре расположены в зеркальном отражении, чтобы космонавту было проще, используя зеркало, регулировать его работу.

Старшим ребятам пришлось подумать над вопросом: Какую символическую роль сыграла река Эльба в космонавтике 17 июля 1975 года? Ответ: 17 июля 1975 года состоялась стыковка советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». Было запланировано, что в момент стыковки корабли должны были пролетать над Москвой, но расчёты оказались не совсем верны, и космонавты обменялись рукопожатием, пролетая над рекой Эльбой. Символично, что за 30 лет до этого на Эльбе состоялась встреча советских и американских солдат, союзников во Второй Мировой войне. Участниками стыковки стали космонавты Алексей Леонов, Валерий Кубасов и астронавты Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Дональд Слейтон.

19 ноября стали известны ответы на вопросы Олимпиады, и ответственные лица в территориях подвели итоги состязания.

В младшей возрастной категории призером стал Долюк Дмитрий из Соловьевки, он правильно ответил на 9 тестовых вопросов и дал развернутый ответ на 10-й вопрос. Еще 2 человека дали все правильные ответы теста, но ответ на десятый вопрос у Дмитрия был признан лучшим.

В старшей возрастной категории призером стала Егорова Кира из Новомитропольки, она также лучше всех справилась с заданием. Кроме нее 3 человека правильно ответили на вопросы олимпиады, но все решил развернутый ответ.

Ответы призеров были направлены в Красноярскую краевую детскую библиотеку, где со всего края выберут победителей, результаты которых отправят в Москву.

А мы благодарим библиотекарей и детей, принявших участие в Олимпиаде, и надеемся, что полученные знания в ходе этого мероприятия, будут полезны и вызовут дальнейший интерес к научно-техническому прогрессу и космическим достижениям нашей страны.

Ольга Садовская, Тюхтет

 

 

Собирал человек слова

 

Удивительному человеку, создателю «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимиру Далю 22 ноября 2021 года исполнилось 220 лет со дня рождения. Этой юбилейной дате в ЦДБ был посвящен час информации «Собирал человек слова», а также оформлена книжная выставка «Русской речи государь». Ребята познакомились с биографией и творчеством писателя.

Понятия Даль и Словарь давно стали синонимами.

В любой русской библиотеке среди множества других книг можно увидеть четыре толстых тома с одинаковой надписью на корешках: «Даль». Стоят они на самом почетном месте и выглядят очень торжественно. Это - знаменитый на весь мир «Толковый словарь живого великорусского языка», который составил Владимир Иванович Даль.

Кто-то может сказать: «Подумаешь! Ведь разных словарей на свете великое множество. Почему же именно словарю Даля на книжных полках такой почет и уважение? Чем он лучше всех остальных?» Ответ на такой вопрос будет простым: именно в этом словаре собрана вся сокровищница русской живой речи.

Но вот об его авторе известно куда как меньше. Биография его настолько богата событиями, приключениями и встречами со знаменитыми людьми, что он сам мог бы стать героем увлекательного приключенческого романа. Одновременно Даль собирал информацию этнографического характера. Подружившись с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, Одоевским также решил попробовать силы в литературе. Свою первую книгу «Русские сказки. Пяток первый» написал в 1832 году.

Даль собирал устную народную речь, пословицы, скороговорки, загадки. Печатал он их под псевдонимом Казак Луганский. Он был автором многих статей по медицине, ряда естественно-исторических и этнографических работ, написал учебники по ботанике и зоологии.

На мероприятии ребята познакомились с творчеством писателя, разгадывали незатейливые загадки, собирали пословицы, поговорки, на скорость читали скороговорки и, конечно, посмотрели сам словарь.

Екатерина Коротких, Тюхтет

 

 

Потерянное время

 

Мы не видим его и не ощущаем!

Оно, хоть и самое длинное, но и самое короткое в нашем мире.

Оно течет быстро и медленно.

Без него не происходит ни одна вещь на свете.

Время – главная ценность человека!

Время – возможность творить, познавать!

Время может сделать нас богаче, сильнее, умнее.

В жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда!

Многие из нас не умеют ценить время, растрачивая его понапрасну на всякие пустяки. Простая и вместе с тем глубокая история о ценности в увлекательной сказке Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени».

Сказка о том, как злые и старые волшебники, с помощью волшебных часов, повернули время вспять, отняв детские годы у ленивых, привыкших всё откладывать "на потом", девочек и мальчиков. Главные герои заставили ребят задуматься над собственным поведением и допущенными ошибками, рассказали о том, что каждый ребенок должен учиться в школе, и это главный его труд, обратили внимание на необходимость беречь каждую минуту своей жизни, не тратить время даром.

В Центральной детской библиотеке клубом «В кругу семьи» был организован литературный кинозал "От фильма к книге и обратно", где ребята посмотрели отрывок этой сказки, после чего прошел опрос и осмысление увиденного, но финал сказки ребята попросили не рассказывать, взяв книгу, самостоятельно погрузились в мир чтения.

Екатерина Коротких, Тюхтет

 

 

Исследователь человеческих душ

 

11 ноября 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения величайшего писателя и мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского. Он вошёл в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, исследователь человеческих душ.

Новомитропольская поселенческая библиотека провела для читателей литературный час, посвящённый юбилею писателя. Библиотекарь для взрослых читателей сделала краткий экскурс о жизни и творчестве писателя, используя электронную презентацию. Читатели вспомнили роман со школьной программы «Преступление и наказание». Судьба Достоевского изобиловала драмами. Участник революционного кружка Петрашевского, он был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Казнь была лишь представлением: в последний момент её заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния». Четыре года каторги в Омском каторжном остроге, Достоевский ходил в кандалах весь назначенный ему срок. «Первые три дня я не ходил на работу, так поступали со всяким новоприбывшим: давалось отдохнуть с дороги» - писал он в «Записках из Мертвого дома». Далее было разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии Санкт-Петербургскую и Московскую и жительства в обеих столицах», вечная нехватка денег, тяжёлая болезнь, любовь и, наконец, смерть в 1881 году.

Отдельно с учащимися библиотекарь провела громкое чтение рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Это короткий рассказ Ф.М. Достоевского о недолгой жизни маленького мальчика. С любовью, сочувствием и нежностью Достоевский рассказывает нам о тяжёлой жизни малыша, о том, как жестоки люди, окружающие его. Этому ребёнку нет места в этом мире. В конце рассказа мальчик умирает и попадает к Христу.

Дети с большим вниманием слушали рассказ. Обсуждая услышанное, говорили, что грустно стало после того, как поняли, что малыш умер от холода и голода. И в другом мире он встретил таких же несчастных детей. А наяву дворники нашли мёртвого малыша.

Достоевский писал об обществе, которое не может защитить несчастных маленьких детей без родителей. Всё, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, вытекало из живых противоречий русской истории второй половины XIX в.

Нина Егорова, Новомитрополька

 

 

Рукодельница из Красинки

 

Рукоделие на протяжении нескольких веков являлось неотъемлемой частью повседневной жизни женщин. В доме многие предметы обихода делались своими руками, что обеспечивало комфорт и уют в семье. Сегодня технология заменила ручной труд, но находится немало мастериц, которые по-прежнему посвящают свой досуг любимому делу. Из их числа и наша рукодельница Шевкунова Надежда Ильинична.

В Красинской поселенческой библиотеке № 2 она провела мастер-класс «Вот так мастерица». Крючки, спицы и прочие принадлежности достались женщине по наследству. В свободное время она много вязала, особенно, когда родились доченьки. Молодая мама проявляла всю фантазию и навыки по созданию узоров и орнаментов. Вязаные вещи очень практичные, их можно носить в любое время года, а для любимых людей – это еще и лучший подарок. Шарфики, пуловеры, выполненные своими руками, приносят радость и положительные эмоции, ведь в них вкладывается частичка душевной теплоты. Технику исполнения изделий Надежда Ильинична заимствовала из специальной литературы, которую она брала в сельской библиотеке, а что-то и покупала. Из книг почерпнула много нового, например, модные направления в разработке сюжетного узора, советы профессионалов и секреты мастериц.

Секреты вязания у Надежды Ильиничны переняла ее старшая дочь, будучи школьницей, научилась создавать своими руками теплые вещи: шарфики, варежки, носки. Ознакомившись с технологией вышивания, она решила попробовать самостоятельно изобразить сиамскую кошку – получилось.

Однажды, проходя по рынку, женщина заметила алмазные мозаики - иконы. Они ей очень понравились. Дома просмотрела изображения святых, церквей, но выбор остановила на монастыре, не решилась с первого раза передать в своей работе всю красоту и тонкие черты лика Божьей Матери. Постепенно научилась создавать и иконы, они стали оберегать стены не только родного дома, но и знакомых.

На рукоделие уходит немало времени и сил, но для Надежды Ильиничны главное – видеть результат своего труда, чтобы красота, созданная своими руками, радовала близких. Все это вдохновляет её на новые задумки.

            Юлия Сакова, Красинка

 

 

Большой этнографический диктант

 

В Красинской поселенческой библиотеке № 2 с 3 по 7 ноября 2021 года прошла ежегодная Международная онлайн акция «Большой этнографический диктант».

Этнографический диктант создан для знакомства с культурой различных народов, а также для анализа этнокультурной грамотности. Проходил диктант в виде теста на 2021.miretno.ru, участники акции ответили на вопросы и получили сертификаты! Библиотекарь рассказала, как выполнить все задания пошагово. Задания Диктанта оформлены в виде теста и включают в себя: 20 вопросов – общефедеральная часть Диктанта, единая для всех участников; 10 вопросов – региональная часть Диктанта, уникальная для каждого субъекта Российской Федерации. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100. Время прохождения диктанта – 45 минут.

В библиотеке приняли участие и набрали следующее количество баллов:

Сакова Вера - 100

Сакова Юлия – 100

Рубцова Зоя – 93

Дмитриева Анастасия – 90

Подлобникова Елена - 71

Кондрашова Александра – 66

Шевкунова Надежда – 80

Чехмарева Оксана - 91

Правильные ответы на вопросы Этнографического диктанта будут опубликованы на официальном сайте после 8 ноября 2021 года. А до 7 декабря будет проведен аналитический анализ уровня этнографической грамотности населения. Отчет будет выложен на официальном сайте диктанта.

            Юлия Сакова, Красинка

 

 

От Минина и Пожарского до единой России

 

4 ноября в нашей стране отмечали праздник День народного единства. Этот праздник является символом высокой духовности и патриотизма российского народа, великих достижений и героических подвигов наших предков во имя Родины, а главное - солидарности всех граждан нашей великой страны.

Новомитропольская поселенческая библиотека провела с читателями час истории «От Минина и Пожарского до единой России». Мероприятие было направлено на формирование знаний об истории праздника, о его необходимости, о современном понятии единения народов России, на воспитание чувства взаимопонимания, милосердия, заботы о людях, гордости за нашу Родину и её героев. В этот день 1612 года народное ополчение под предводительством воеводы Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в освобождённый город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.

В ходе мероприятия библиотекарь рассказала присутствующим о том, что история России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Соединяет людей и народы дружба, и сильна Россия только тогда, когда она едина. Для того чтобы добиться национального успеха, все мы должны быть вместе, независимо от возраста, рода занятий, национальности. Выступление сопровождалось просмотром презентации «Во славу Отечества». Читателям было предложено оформить «Цветок единства». На серединке цветка было написано слово «единство», нужно было из предложенных лепестков собрать цветок. Лепестки были с готовыми ответами (согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта и др.). Подводя итог нашего мероприятия, мы сделали вывод: учиться гордости за свою страну, верности и единству, гражданственности и честности, ответственности за прошлое и будущее мы должны у наших предков. Наша Родина, наша земля сохранена ими, и мы должны беречь и защищать её, в горе и в радости быть вместе со своей страной!

Нина Егорова, Новомитрополька